Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 330.4:656

ГРНТИ: 06 - Экономика и экономические науки

ВАК РФ: 08.00.00 - Экономические науки

Автор(ы):  Рубцов Н.М.

Author(s): Rubtsov N.M

Название:  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ СТОЯНОК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АЭРОПОРТУ

Title: THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY TO OPTIMIZE PROCESS OF DISTRIBUTION OF PLACES OF PARKING OF AIRCRAFTS AT THE AIRPORT

Аннотация: в статье описан механизм формирования единого информационного поля, функционирование которого позволяет оптимизировать различные производственные и организационные процессы в деятельности аэропорта

Abstract: the article describes the mechanism of formation of a single information field, the functioning of which allows to optimize various production and organizational processes in the airport

Ключевые слова: автоматизированные системы управления, автоматизированные системы обработки данных, автоматизация планирования, размещение воздушных судов, места стоянок, оптимизация

Keywords: automated control systems, automated data processing systems, planning automation, aircraft placement, Parking places, optimization.

 

Ставя перед собой цель по оптимизации производственных процессов, российские аэропорты в первую очередь сталкиваются с целым спектром различных устоявшихся методик работы, присущих различным подразделениям. Прежде чем формировать список целесообразных локальных ИТ-решений и новых объектов ИТ-инфраструктуры, способных повлиять на общую производительность эксплуатационной деятельности, аэропорт должен произвести аналитику статуса всех текущих процессов и имеющихся объектов и выявить наиболее проблемные области, на которые в первую очередь будут направлены улучшения. 

На текущий момент лишь небольшому числу аэропортов РФ свойственны такие характеристики, как слаженность и высокая эффективность взаимодействующих процессов в рамках авиационной деятельности. В большинстве аэропортов в той или иной мере наблюдается разобщенность процессов, столкновение интересов участников, повторная обработка одной и той же информации, а также выраженное влияние регулирующих структур на деятельность разных служб. В качестве наиболее характерных примеров можно привести следующие особенности организации производственных процессов в российских аэропортах:

• отсутствие единой картины по использованию ресурсов: МС (мест стоянок), выходов на посадку, техники, персонала и т.д.;

• ручное выполнение большого количества повседневных задач, например, обработки телеграмм, внесения изменений в расписание, назначения ресурсов;

• большой процент ручного ввода информации операторами, ответственными, например, за информирование пассажиров или за выставление счетов (биллинг) и т.д.;

• использование бумажных носителей как источников информации, например, для формирования отчетности;

• низкий уровень взаимодействия с ключевыми авиакомпаниями и операторами наземного обслуживания;

• отсутствие производственного управленческого аппарата, способного предложить применение универсальных подходов и технологий с целью сокращения издержек в разных областях авиационной деятельности;

• отсутствие или низкий уровень культуры управления проектами.

Для устранения несовершенств в производственной деятельности аэропорта первым шагом является автоматизация процессов. Отказ от таких устаревших технологий, как назначение ресурсов по их освобождению, повсеместное использование радиосвязи для регулирования движущихся объектов – спецтранспорта и спецтехники на аэродроме и использование автоматизированных систем управления (АСУ) создает платформу для оптимального планирования и управления, в т. ч. в случае отклонения хода транспортного процесса в аэропорту от запланированного по расписанию.

В рамках автоматизации помимо АСУ также различают автоматизированные системы обработки данных (АСОД), основные функции которых – сбор, хранение, поиск, обработка необходимых для расчетов данных с наименьшими затратами по ресурсам, людям, времени и деньгам. АСОД – зачастую часть и первичная ступень внедрения АСУ. При создании АСОД ставится задача по отбору и автоматизации трудоемких, регулярно повторяющихся рутинных операций над большими массивами данных.

К функциям АСУ относятся прежде всего расчеты, связанные с решением различных задач на основе экономико-математических методов, моделей и т.п. Прямое назначение АСУ заключается в повышении эффективности управления. Консолидируя всю информацию о текущем процессе обслуживания ВС (воздушное судно) в АСОД, АСУ проверяет ее на соответствие технологическим графикам. При этом системы обработки данных могут существовать как отдельно от АСУ, так и в рамках единого ИТ-решения.

Распределение ВС по МС является комплексной задачей, выполняемой в большинстве российских аэропортов с помощью автоматизированных систем. Автоматизация планирования и оперативного управления расстановкой ВС на МС позволяет создать некое информационное пространство, объединяющее в себе необходимые для этого процесса полетные данные, основанные на информации о движении и обслуживании ВС на аэродроме. Эти данные отображаются на рабочих местах соответствующих диспетчерских служб аэропорта в режиме реального времени. Развитие знаний в этой области у пользователей и формализация методов работы позволяют системам выступать в качестве интегрирующей основы структур аэропорта, и тем самым улучшать управление аэропортом.

В качестве примера объединения ИТ-инструментов для расстановки ВС на МС можно привести отечественную разработку – Информационную систему (ИС) «Аэропорт» (рис. 1) [1].

3 

Рисунок 1 – Графическая панель «План стоянок»

План стоянок на рис. 1 – специальный графический инструмент, позволяющий донести до оперативных служб информацию о МС каждого обслуживаемого рейса, что в свою очередь позволяет в рамках ТГО ВС своевременно и эффективно размещать персонал и технику на перроне. Представленная графическая панель АСОД предполагает следующие возможности:

• размещение ВС;

• просмотр карточек рейсов;

• отображение рейсов под контролем;

• отображение рейсов с нарушением ТГО.

4 

Рисунок 2 – Инструмент «Оборот стоянок ВС»

Инструмент «Оборот стоянок ВС», представленный на рис. 2., позволяет производить наглядную оценку степени загруженности МС, корректировку плана использования МС, выявление и исправление ошибок в планировании. К функциям АСУ «Оборот стоянок ВС» относится:

• формирование графика оборота занятости МС, как для фактического плана обслуживания, так и при планировании и согласовании расписания;

• автоматический расчет на любой момент времени требуемого количества МС, а так же количества свободных МС;

• создание настраиваемой системы представления данных с помощью режимов фильтрации.

В результате внедрения автоматизированных систем по распределению МС ВС в аэропорту, достигается более высокий уровень производительности не только перрона, но и аэропорта в целом. Повышается пропускная способность различных аэропортовых элементов. Благодаря переходу на автоматизированные технологии по планированию и управлению аэродромными МС достигаются также следующие преимущества:

1) сокращение времени, требуемого для распределения ВС по МС;

2) сокращение объемов данных для ручной обработки диспетчером для назначения МС;

3) упрощение процедуры назначения МС;

4) сокращение количества сотрудников, занятых планированием и управлением МС в аэропорту;

5) создание вспомогательных блоков информации для смежных служб на основе схемы расстановки ВС на МС;

6) сокращение количества бумажных носителей информации.

Но несмотря на все аспекты оптимизации планирования расстановки ВС на МС, которые на протяжении последних десятилетий достигаются благодаря использованию АСОД и АСУ, при принятии решений сохраняется значительное влияние человеческого фактора. Оператор, даже руководствуясь правилами расстановки ВС на МС, производит назначение МС на основе собственного понимания и не может принимать максимально-эффективных решений на базе всей полученной информации. В таких случаях на помощь приходят системы поддержки принятия решений.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Информационная система Аэропорт  [Электронный ресурс] // ИС «АвиаБит» : сайт. – Режим доступа: http://www.aviabit.ru/airport (дата обращения 23.04.2018).

 

Выходные данные: Рубцов Н.М. Использование информационных технологий в оптимизации процесса распределения мест стоянок воздушных судов в аэропорту [Электронный ресурс] / Н.М. Рубцов // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/90-ispolzovaniya-informatsionnykh-tekhnologij-v-optimizatsii-protsessa-raspredeleniya-mest-stoyanok-vozdushnykh-sudov-v-aeroportu (Дата обращения 29.03.2024)