Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 378

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Карпушова О.А., Мигненко М.А.

Author(s):.Karpushova O.A., Mignenko M.A.

Название: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ

Title: PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF CADETS SELF-PREPARATION AT THE MILITARY AVIATION UNIVERSITY

Аннотация: в статье анализируется опыт организации самостоятельной работы курсантов в военном авиационном вузе, рассматривается ряд особенностей их учебно-профессиональной деятельности.

Abstract: This article analyzes the experience of independent work of students in military aviation University, deals with a number of features of their educational and professional activities.

Ключевые слова: самостоятельная работа, курсанты, военный авиационный вуз, профессиональная деятельность, образовательный процесс.

The key words: independent work, cadets of military aviation school, professional activity, educational process.

 

Становление военного специалиста, компетентного во многих вопросах профессиональной деятельности, определяется качеством образования, полученного в высшем военном учебном заведении. Процесс обучения в нем многогранен, и одной из важных его особенностей является совершенствование навыков самостоятельной деятельности курсантов, стремление к повышению собственного уровня образования, умение самостоятельно приобретать необходимые знания. И.С. Дробот отмечает: «Стратегическая цель военного образования – подготовка в военном вузе творчески мыслящего специалиста-профессионала, способного к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию» [1, с. 22].

Самостоятельная работа курсантов военного авиационного вуза является обязательным видом учебной деятельности, относится к базисной части учебного плана и выполняется в специально отведенные часы в распорядке дня.

Традиционно в системе военного образования под самостоятельной работой понимается существующая уже многие годы самостоятельная подготовка, проводимая под контролем командиров курсантских подразделений. Как правило, она заключается в том, что курсанты 2-3 часа в день выполняют задание на самоподготовку, то есть повторяют учебный материал, пройденный на основных занятиях. В настоящее время система самостоятельной работы требует принципиально нового подхода к организации учебной деятельности и должна осуществляться при непосредственном руководстве преподавателей, ведущих учебные дисциплины, и офицеров и преподавателей - кураторов курсантских подразделений; соответствовать метапредметным знаниям, получаемым по курсу; включать в себя, в том числе и традиционную самоподготовку. Главным ресурсом в организации самостоятельной работы являются информационные технологии, позволяющие добиться системности самостоятельной работы, а также создающие условия для ее продолжения во время, выходящее за рамки часов самоподготовки, определенных распорядком дня.

Уровень развития современной военной техники, сложность решения служебно-боевых задач, стоящих перед военными специалистами, требуют от них сформированности характерных личностных качеств, в том числе умения работать с большим количеством разнообразной информации, способности поиска правильных решений сложных проблем. Поэтому одним из значимых профессиональных качеств личности будущего офицера является самостоятельность, формирующаяся и развивающаяся в ходе учебно-познавательной деятельности.

По мнению Н.В. Бордовской, «профессиональное развитие личности это процесс целостного развития личности как активного участника профессиональной деятельности (в том числе активного на этапе профессионального выбора и подготовки), обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью и творческими возможностями самого индивида» [2, с. 31]. В настоящее время организация учебного процесса в военных авиационных вузах строится в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации. Их анализ позволяет заключить, что вся самостоятельная работа так или иначе направлена на реализацию личностного потенциала курсантов, на развитие у них необходимой профессиональной мотивации самовоспитания, самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

Самостоятельная работа курсантов военных авиационных вузов выступает, с одной стороны, формой самообразования, требующей от обучаемого знаний процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки. С другой стороны, это деятельность по приобретению и применению знаний без помощи со стороны, которая требует от обучаемых умственных и физических усилий. Самостоятельная работа – это еще и «путь к профессиональной карьере, который формирует профессиональную самостоятельность» [3, с. 35]. В любом случае самостоятельность нужна для овладения знаниями, умениями, навыками в конкретной области знаний для дальнейшего профессионального роста, она тесно связана с самообразованием, самоуправлением, самоорганизацией, самореализацией – и именно в личностных качествах как форме проявления качества самостоятельной работы.

Самостоятельность это профессионально значимое качество личности, выражающееся в инициативности и активности в достижении поставленных целей, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою профессиональную деятельность, а под самостоятельной работой мы понимаем самостоятельную познавательную деятельность курсантов, осуществляемую под управлением преподавателей в аудиторные часы самостоятельной подготовки и во внеучебное время, направленную на приобретение знаний, формирование и совершенствование умений и навыков профессиональной деятельности, развитие самостоятельности как профессионально значимого качества личности, при активной рефлексии всех этапов учебно-познавательной деятельности.

Имеющийся опыт в организации самостоятельной работы в военном вузе позволил выявить следующие ее недостатки: она не носит межпредметный характер; не охватывает деятельностные формы организации учебного процесса; в малой степени использует огромный ресурс информационных технологий; самостоятельная работа недостаточно систематизирована, более того, она требует такой системы управления, при которой индивидуализация обучения курсантов приобретает решающую роль, как и личностно ориентированное обучение.

Говоря об особенностях организации самостоятельной работы в военном авиационном вузе, выделим её существенные признаки: наличие учебной задачи, выделение аудиторного (внеаудиторного) времени для ее проведения, опосредованное (косвенное) управление преподавателем познавательной деятельностью курсантов, планирование самостоятельной работы. Самым важным признаком является наличие косвенного или опосредованного управления самостоятельной работой, поскольку при его полном отсутствии следует говорить не о самостоятельной работе, а самостоятельной деятельности, которая не может заменить самостоятельную работу и находится на другом месте в системе познавательной деятельности. Строго говоря, необходим план индивидуальной самостоятельной работы, который ведет курсант с преподавателем, систематически и планомерно фиксируя результаты этой работы. Необходимо, чтобы проводилась рефлексия самостоятельной работы под руководством преподавателя, т.е. руководство должно сочетаться с различными формами взаимодействия преподавателя и курсанта. И, в то же время, косвенный характер управления должен быть реализован через контекстность обучения, т.е. создание таких видов деятельности, когда взаимодействие с преподавателем предполагается как объективное следование плану выполнения поставленной задачи по выполнению самостоятельной работы.

Таким образом, важными направлениями в формулировании и решении проблемы организации самостоятельной работы курсантов являются:

- повышение роли самостоятельной работы в образовательном процессе военного вуза;

- увеличение внимания к самостоятельной работе по мере усложнения системы образования;

- переход к целостным технологиям самостоятельной работы;

-выявление, изучение, обобщение опыта самостоятельной работы в военных вузах.

Необходимо рассматривать организацию самостоятельной работы курсантов как систему, это обусловлено наличием всех признаков системы: элементы (курсант, преподаватель, принципы, условия, формы, методы и средства); взаимосвязи между элементами (внешняя и внутренняя обратная связь, мониторинг, коррекция, самооценка, рефлексия и др.); направленность на общий результат (повышение качества образования и эффективности самостоятельной работы курсантов, формирование самостоятельности); замкнутость системы (взаимосвязь результата и целей), целостность; структура; иерархичность.

Информационные технологии должны занимать центральное место в организации самостоятельной работы курсантов, так как именно с помощью информационных технологий осуществляется взаимосвязь элементов системы, обеспечивается ее результативность и сохраняется целостность.

Подводя итог вышесказанному, мы пришли к следующему пониманию сущности организации самостоятельной работы курсантов, которая заключается в целостном объединении совокупности элементов образовательного процесса посредством взаимосвязей с применением информационных технологий, направленном на поддержку самостоятельной познавательной деятельности, совершенствование профессиональных умений и навыков, развитие самостоятельности курсантов.

Исследователи отмечают, что «повышению эффективности обучения будет способствовать не только увеличение количества часов на самостоятельную работу, но и организация системы самостоятельных занятий в целом» [4, 15]. Как известно, общей задачей при организации самостоятельной работы в учебном процессе вуза, несомненно, является создание необходимых условий в самостоятельной учебно-познавательной деятельности, основанной на правильной и рациональной самоорганизации действий в достижении цели. Однако у каждой дисциплины есть и свои, присущие только ей, задачи, необходимые для педагогически целесообразного управления этой деятельностью. Казалось бы, что термин «управление», как и термин «организация», несовместим с понятием и целями самостоятельной работы. Но это не совсем так – самостоятельная работа в учебном процессе вуза строится на основе сотрудничества преподавателя и обучаемого и предполагает для последнего свободу выбора способа учебной деятельности.

Таким образом, для успешного решения задач самосовершенствования, саморазвития, формирования самостоятельности курсантам военных авиационных вузов в условиях реформирования образовательного процесса необходимо не только получить прочные фундаментальные знания, но и сформировать и развить умения самостоятельного учебного труда, навыки работы над собой, освоить приемы и методы самообразования, чему в большой степени способствует эффективно организованная самостоятельная работа.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Дробот, И.С. Распределенные образовательные среды профессионализации офицерских кадров / И.С. Дробот // Almamater: вестник высшей школы. – 2010. – № 3.

2. Бордовская, Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Бордовская // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С. 28–43.

3. Здравомыслов, А.Г. Человек и его работа / А.Г. Здравомыслов. – М., 1967. – 521 с.

4. Звонникова, В.И. Инновационные методы оценки учебных достижений студентов / В.И. Звонникова // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 5. –
С. 12–20.

 

Выходные данные: Карпушова, О.А. Особенности организации самостоятельной работы курсантов в военном авиационном вузе [Электронный ресурс] / О.А. Карпушова, М.А. Мигненко // Научная Идея. – 2017. – 1(1).  – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/8-1/20-osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoj-raboty-kursantov-v-voennom-aviatsionnom-vuze (дата обращения 1.04.2017).

 

Скачать статью