УДК: 796.371
ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика
ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки
Автор(ы): Багаудинова Н.Р., Хайретдинова Р.Г.
Author(s): Bagaudinova N. R, Khairetdinova R. G.
Название: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ
Title: SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE PERSON CITIZEN OF RUSSIA ON THE BASIS OF NATIONAL TRADITIONS
Аннотация: в статье дана примерная программа кружка «Культура, традиции и обычаи татарского народа» по формированию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе национальной традиции.
Abstract: the article presents an exemplary program of the circle "Culture, traditions and customs of the Tatar people" on the formation of spiritual and moral development and education of the Russian citizen on the basis of national tradition.
Ключевые слова: национальная культура, духовная потребность, традиции, обычай.
Key words: national culture, spiritual need, traditions, custom.
В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий и адекватных времени экономических систем. Техногенная цивилизация Запада внесла в смысл жизни потребительство, она породила тенденцию дегуманизации общества. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Причиной такой дисгармонии является отрыв от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций. Определенная часть молодежи стесняется говорить на родном языке, говорить о принадлежности своему народу, все больше предпочитает западную культуру и западный образ жизни. Чужая культура преподносится как догма, что жить надо только так, и в результате духовная потребность превращается в вечную гонку за «ней», как у них, совершенно не соизмеряя, что это не заложено генетически в наших потребностях.
Как избежать безразличия людей к своей культуре?
Перемены в нашей общественной жизни, связанные с демократическими и гуманистическими тенденциями, сделали необходимым переосмысление опыта развития нашего общества с общечеловеческих позиций.
История и культура татарского народа не были предметом специального изучения в школьной программе. Татарский народ, к сожалению, даже на половину не знает свою историю. Татарский народ обладает значительными культурными традициями и художественными ценностями. Интересны реальные страницы седой истории.
Темой нашей работы является «Программа кружка «Культура, традиции и обычаи татарского народа»».
Одной из важных задач работы является формирование у детей понятия «культура» на примере культуры многомиллионного татарского народа как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей народа, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Национальная культура является концентрированным выражением духовной сущности каждой нации, обусловленной историческим условиями особенностей ее жизни и быта, ее представителей и понятий о мире и человеке, о жизни и смерти, добре и зле, выражением её чаяний и надежд. Представители любой национальности должны знать свои корни, традиции и историю своего народа. С детства ребёнка надо научить с уважением относиться к своим и другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. А для этого человек должен знать свой родной язык и культуру. Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый, ценимый.
Более того, любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброта, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т. д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.
Программа «Культура, обычаи и традиции татарского народа» предлагает минимальное комплексное обучение всем уровням татарского языка и видам речевой деятельности на базе такого образовательно-воспитательного материала, содержание которого направлено на нравственно-эстетическое воспитание учащихся и развитие их мыслительной и познавательной активности.
Программа предусматривает знакомство школьников в доступной для них форме с жизнью и деятельностью Г.Тукая, К.Насыйри, М.Джалиля, Г.Сагтрова, Р.Шафигулина, Ш.Галиева, Г. Сабитова и др. Расширение представлений о Родине, родной природе, о труде взрослых, о нормах поведения культурного человека, его правах и обязанностях, о долге и ответственности школьников, о дружбе, товариществе – главный мотив программы.
Образовательная программа кружка позволит учащимся понять и освоить традиции татарского народа во всей её многогранности, в самых ярких проявлениях.
«Отчий дом. Край родимый. Его культура, прошлое и настоящее – вот что делает человека нравственно чище, духовно богаче», – так считал А.Д.Сахаров.
“Национальность – не гордость. Национальность-это долг сохранить в себе и передать своим детям язык и культуру своих дедов и прадедов”, – утверждает Роберт Нигматуллин, академик РАН, президент АН Республики Башкортостан.
Дети, знающие правдивую историю и культуру своего народа, смогут в дальнейшем рассказывать её другим, а это, в свою очередь, вызовет и у них интерес к изучению языка, истории и культуры народа. На основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, с его характером, присущими ему ценностями духовной культуры, у детей формируется базис личной культуры. А это означает, что татарский народ сохранится как этнос.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие эмоциональной познавательной сферы, формирование ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей младших школьников, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Процесс формирования ценностей национальной культуры сопрягается с рядом критериев, которые определяют развитие личности – носителя ценностей национальной культуры:
1. Целостность знаний о национальной истории и культуре.
2. Отношение к самому себе как представителю своего народа.
3. Творческая активность личности в усвоении национальной культуры и ее практическая направленность.
ЗАДАЧИ КУРСА:
• придать результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
• формировать возможность детей самостоятельного движения в изучаемой области;
• существенно повышать мотивацию и интерес к учению у обучаемых;
• обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой
• предметной области познания;
• воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, бережное отношение к памятникам истории, культуре народов Поволжья;
• развивать научно-исследовательские умения средствами работы по изучению культуры татарского народа; – воспитание чувства гордости за богатую историю и культуру своего народа;
• воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа;
• воспитывать чувство доброжелательного отношения к партнеру в паре.
Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонационального государства исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, определилась следующую система задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них: любви к Отечеству – Российской Федерации и ее многонациональному народу; российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине; уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и истории своего народа; глубокого уважения к общечеловеческим ценностям.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:
• игровые технологии, опора на аутентичные языковые материалы;
• занятия с детьми и их родителями.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
• приобщение детей разных национальностей, не владеющих татарским языком к культуре татарского народа.
Ожидаемые результаты работы по изучению культуры, традиций и обычаев татарского народа в начальной школе.
К окончанию курса ученик получит возможность научиться:
• называть историческую версию названия города Казань;
• рассказывать о достопримечательностях города Казани;
• называть народы, издревле заселявших данную местность, находить сходство в их обычаях;
• рассказывать о прославленных людях татарского народа;
• использовать элементы национального фольклора (потешки, считалки, заклички) в играх и жизни;
• понимать устную разговорную речь, вступать в диалог.
К окончанию курса обучающийся научится:
• рассуждать и доказывать значимость татарского народа для всей страны;
• работать с информационными средствами;
• слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными
• средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском языке;
• открыто выражать и отстаивать свою позицию .
Таким образом, основным показателем является не достижение максимальных знаний, а общего развития личности воспитания молодежи в духе безграничной преданности своей Родине, гордости, за свою «малую родину», в будущем стремление личным трудом содействовать её расцвету.
Программа кружка рассчитана на детей от 8 до 10 лет и составлена в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов детей и заявления родителей. Срок реализации программы – 2 года.
Количество часов по календарному плану – 136 ч (68 часов в год).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 30 минут.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Наглядность в обучении – осуществляется на основе восприятия наглядного материала.
Цикличность построения занятий – занятия составляются на основе предыдущих занятий. Доступность – комплекс занятий составлен с учетом возрастных особенностей дошкольников. Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие познавательных процессов, на расширение кругозора.
В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету, формирование научного мировоззрения, интереса к народной культуре и традициям собственного народа, сознание себя как достойного представителя нации, имеющей главное прошлое и будущее.
Содержание программы включает основы изучения особенностей традиционной культуры воспитания: устное народное творчество (загадки, сказки, скороговорки, приговорки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, колыбельные песни), игры, обрядовые календарные праздники, составление диалогов на основе игровых моментов.
Изучение курса культуры татарского народа призвано обеспечить: формирование уважительного отношения к татарской национальной культуре наряду с культурой братских народов, позитивного отношения к ценностям собственной культуры; развитие умений наблюдать и объяснять поведение разнообразных обрядовых праздников, понимать общественную потребность в развитии национальных культур, интеллектуальных возможностей и гуманистических качеств личности у учащихся.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности. Программа имеет краеведческую, социальную, познавательную направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Содержательная часть программы
1. Моя Родина. Родина предков. Язык предков – 15 часов
2. Государственные символы – 16 часов
3. Народный фольклор – 15 часов
4. Народные праздники, обряды и традиции – 8 часов
5. Спортивные и народные игры – 3 часа
6. Народные приметы, окружающий мир – 18 часов
7. Декоративно-прикладное искусство – 5 часов
8. Татарский народный костюм – 8 часов
9. Национальная кухня – 4 часа
10. Особенности быта – 4 часа
11. Изобразительное искусство – 3 часа
12. Татарская литература – 6 часов
13. Архитектура и зодчество татарского народа – 6 часов
14. Музыкальная и театральная культура – 10 часов
15. Личности в истории татарского народа – 5 часов.
16. Калейдоскоп (интересное и познавательное) – 3 часа
17. Обобщение изученного по курсу – 9 часов.
Тема кружка была взята неслучайно, ведь культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития татарского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Ведь изучение народной культуры – источник знаний о действительности человека и средство формирования важнейших понятий о добре и зле. Народная культура учит видеть мир глазами своего народа. Необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь у современных детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа. Дети недостаточно проявляют творческую активность. Интерес детей к традициям и обычаям, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять. Великая культура народа складывалась тысячелетиями. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях.
Поэтому в программе кружка мы постаралась отразить развитие культуры Татарского народа от древних людей до современников. Наши дети с увлечением посещают данный кружок и принимают участие в различных конкурсах.
Насущные проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихъся на основе национальной традиции и культуры рассмотрены также в работах [1, 2].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Ильмушкин, Г.М. Моделирование системы воспитания патриотизма у студентов в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин // Самарский научный вестник. – 2016. – № 4 (17). – С. 184-191.
2. Ильмушкин, Г.М. Потенциал системы патриотического воспитания в образовательном пространстве с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин, М.М. Миншин // Проблемы современного педагогического образования. Серия педагогика и психология. Сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 55, часть IV. – С. 204-210.
Выходные данные: Багаудинова Н.Р., Хайретдинова Р.Г. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России на основе национальной традиции [Электронный ресурс] / Н.Р. Багаудинова, Р.Г. Хайретдинова // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/80-dukhovno-nravstvennoe-razvitie-i-vospitanie-lichnosti-grazhdanina-rossii-na-osnove-natsionalnoj-traditsii (Дата обращения 01.10.2023.)