Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 37.012.7

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Кабирова Д.М.

Author(s): Kabirova D.M.

Название: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Title: THE PECULIARITIES OF TEACHING LISTENING COMPREHENSION IN ENGLISH AT THE SECONDARY LEVEL OF EDUCATION

Аннотация: в статье рассматривается система упражнений для обучения учащихся базовой школы, которая учитывает трудности аудирования на английском языке и обеспечивает их преодоление.

Abstract: the article deals with the system of exercises for teaching basic school students, which takes into account the difficulties of listening in English and provides their overcoming.

Ключевые слова: аудирование, ученики, речевая и умственная деятельность, упражнения, этапы аудирования, урок иностранного языка.

Key words: listening, pupils, speech and mental activity, exercises, stages of listening, foreign language lesson.

 

Экономические и социально-политические преобразования во всех сферах жизни современного общества привели к значительным изменениям и в сфере образования. В частности, изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Вхождение нашего государства в мировое сообщество, расширение международных связей сделало иностранный язык реально востребованным обществом, государством и личностью.

Цель обучения иностранному языку в базовой школе – овладение учащимися способностью осуществлять с носителями изучаемого языка непосредственное общение в повседневной жизни. Как известно, общение – это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие на слух речи собеседника. То есть аудирование и говорение являются главными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка.

Аудирование – сложнейший вид речевой деятельности. Совсем не секрет, что современные выпускники школ данным умением практически не владеют. Уже на начальном этапе аудирование должно занимать важное место. Овладение им дает возможность реализовать образовательные, воспитательные и развивающие цели. Кроме того, аудирование позволяет научить школьников внимательно вслушиваться в звучащую речь, выработать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и, таким образом, воспитать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке [1].

Несмотря на все вышесказанное, применение аутентичных материалов в практической деятельности школ очень ограничено. В данном случае можно выделить две главных причины. Во-первых, существенное расхождение современных целей обучения иностранному языку с большинством учебно-методических комплексов, располагающих школой (недостаточная их насыщенность аутентичными материалами). Во-вторых, практически полное отсутствие разработанных образовательных методик и их теоретической базы. Отсюда следует, что проблема является актуальной.

Аудирование является комплексной речевой и умственной деятельностью. Оно основывается на природной способности, которая в процессе индивидуального человеческого развития совершенствуется и даёт ему возможность информацию понимать в акустическом коде, отбирать и оценивать её согласно с поставленными задачами или интересами, накапливать её на письме или в памяти.

Аудирование совсем не является простым видом речевой деятельности. На разных этапах обучения его успешность определяется и объективными, и субъективными факторами. Объективно понимание речи на слух затрудняется такими особенностями слухового восприятия, как кратковременность и неповторимость, что при недопонимании некоторых элементов сообщения приводит к нарушению целостности восприятия. Кроме того, на понимание текста влияние оказывает его смысловая организация. Также целый ряд сложностей при аудировании связан с отсутствием чётко организованного контроля. Таким образом, для успешного обучения аудированию необходима методическая система, которая учитывает эти трудности и обеспечивает их преодоление.

Система упражнений для обучения учащихся базовой школы аудированию на английском языке

Упражнения для обучения аудированию бывают подготовительными и речевыми. Подготовительные ориентированы на преодоление отдельных сложностей аудирования и на вырабатывание его механизмов. Речевые упражнения представляют собой речевую управляемую деятельность, так как они обеспечивают практику аудирования на базе комплексного преодоления аудитивных трудностей, предполагают смысловое восприятие речевого произведения в условиях, приближающихся к естественному общению и реализации коммуникативной функции аудиодеятельности, направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания [2].

Подготовительные упражнения можно назвать ориентирующими, подготавливающими к реализации собственно аудирования. Это упражнения на распознавание и восприятие звуков, звукосочетаний, словосочетаний, слов, грамматических форм слова, интонационного рисунка фразы. Примерами таких упражнений являются:

1) Послушайте слова и поднимите руку, если в слове звучит звонкий/глухой/ долгий/краткий звук.

2) Прослушайте предложения и поднимите руку, если услышите вопросительное предложение.

3) Прослушайте предложения и выберите соответствующие картинке.

4) Прослушайте глаголы и назовите те, которые употреблены в простом прошедшем времени.

Огромную роль играют упражнения в повторении словосочетаний, слов, текстов, фраз. Данный тип упражнений называется базовым, поскольку они способствуют отработке таких главных механизмов аудирования, как память, речевой слух, вероятностное прогнозирование, артикулирование.

Особое место занимают упражнения «снежный ком» – на повторение расширяющихся синтагм.

Среди подготовительных немаловажны упражнения на формирование механизма вероятностного прогнозирования:

1) Прослушайте начало слов и закончите их.

2) Прослушайте начало словосочетаний и закончите их.

3) Прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему.

4) Прослушайте заголовок и скажите, о чем пойдет речь в аудиотексте.

Необходимо отметить, что деление упражнений в соответствии с формируемыми механизмами условно, так как аудирование – это спонтанный, единый процесс, в ходе которого школьники реализовывают все действия смысловой переработки информации. Подготовительные упражнения в целом основаны на осознаваемой учащимися аналитико-синтетической деятельности. В ее результате развиваются и формируются механизмы аудирования.

Речевые упражнения – это упражнения в собственно аудировании, выполняющиеся на уровне речевого законченного целого, т.е. развернутого текста:

1) Послушать и понять, что или кто имеется в виду.

2) Озаглавить услышанное.

3) Разбить текст на смысловые куски.

4) В виде ключевых слов записать основное содержание.

5) Передать содержание на родном языке.

При аудировании работу над текстом целесообразнее всего разделить на следующие этапы:

Дотекстовый этап – предварительная инструкция. Она создает организационную и мотивационную установку, мобилизует и мотивирует на активную работу. В данный этап входит: формулировка задания, разъяснение пути его выполнения, ориентация в трудностях, иногда указывание формы проверки понимания. От этой первичной установки зависит уровень мотивации слушателей, и как следствие, процент усвоения содержания.

Помимо всего вышеуказанного, педагог на данном этапе должен устранить возможные сложности. Учащимся мотивационная установка показывает на то, на что необходимо обратить внимание, какие могут возникнуть проблемы и как в связи с ними свою работу организовать. Таким образом, задача педагога – возбудить мотивационной установкой интерес учеников к предстоящей форме работы, обратить внимание на возможные трудности.

Для этого этапа работы наиболее типичными установками-заданиями, упражнениями с текстом будут следующими:

• обсуждение утверждений/вопросов до прослушивания;

• догадка по иллюстрациям/новым словам/заголовку;

• введение в проблематику текста, краткое изложение учителем основной темы.

Этап слушания текста. В процессе формирования навыков аудирования может быть несколько прослушиваний, при этом немаловажно не потерять мотивацию. В этом помогут такие задания:

• прослушать текст и вставить в предложениях пропущенные слова;

• прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений;

• прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались;

• закончить следующие предложения;

• прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо;

• прослушать текст и найти в параллельном столбце английский/русский эквивалент слов.

Послетекстовый этап. После прослушивания текста и выполнения ряда упражнений к нему, можно и дальше применять его для формирования навыков письменной и устной речи. Контроль понимания, как правило, может проводиться как на родном языке, так и на иностранном; с помощью тестов либо традиционным путем.

В связи с чем, упражнения для проверки понимания текста могут быть следующих видов:

• упражнения на понимание содержания услышанного;

• упражнения на творческую переработку воспринятой информации;

• упражнения на применение полученных сведений в общении и иных видах деятельности.

В программу действий с аудиотекстом включается и контроль. Задания на контроль понимания текста после прослушивания могут быть следующими:

1) Опровергнуть или подтвердить высказывания.

2) Подобрать к тексту иллюстрации.

3) Упорядочить пункты плана.

4) Отметить план маршрута на карте.

5) Выполнить тест множественного выбора (из 2-3 утверждений – одно будет правильным, остальные – отвлекающие – дистракторы).

6) Выполнить тест восстановления (Школьники слушают дважды текст. Во второй раз текст предъявляется с определенными заранее интервалами с пропусками, к примеру, каждого 5-го слова. Задача учащихся – записать пропущенные слова по порядку).

7) Выполнить альтернативный тест («+», «-», да – нет).

8) Выбрать из нескольких предложенных вариантов заголовок текста.

9) Определить число смысловых частей.

10) Изобразить в виде рисунка услышанное.

11) Прослушай и раскрась.

12) Прослушай и выбери.

13) Прослушай и подбери соответствие.

14) Прослушай и расставь в логическом порядке картинки.

В некоторых случаях после выполнения тестового задания учащимся можно предложить обменяться взаимно тетрадями, проверить слова по ключу друг у друга.

Итак, при обучении аудированию важно правильно разработать методику. Методика указывает на основную цель – развитие у школьников способности понимать на слух; на правильный отбор текста и эффективную организацию занятия.

Заключение

Анализ теоретических исследований и практики педагогической деятельности показал, что проблема обучения аудированию на английском языке учащихся базовой школы была и остается в центре внимания педагогов и психологов.

Аудирование – это сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с пониманием, восприятием и активной переработкой информации, которая содержится в устном речевом сообщении. Говорение и аудирование являются двумя сторонами устной речи. Нормативного говорения не может быть без аудирования. Однако вместе с тем и аудирование в качестве вида речевой деятельности является относительно автономным.

Процесс аудирования может проходить без внешних проявлений, однако, несмотря на это, он является активным процессом, требующим немалых интеллектуальных усилий. Слушающий в его ходе выполняет мыслительные операции синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения, абстрагирования, противопоставления, конкретизации; сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и т.д.

В современной методике преподавания аудирование может выступать не только как цель, но и как средство обучения. Эти две функции в реальной школьной практике, конечно же, тесно переплетаются.

Аудирование совсем не является простым видом речевой деятельности. Наличие многообразных и значительных трудностей аудирования – это бесспорный факт. Доказано, что для успешного обучения аудированию необходима методическая система, которая учитывает эти трудности и обеспечивает их преодоление.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Генишер З.З. Обучение аудированию / З.З. Генишер // Вестник ОГУ. -  № 1. – 2001. – С. 57-60.

2. Калашникова А.В. Особенности обучения аудированию на иностранном языке / А.В. Калашникова  // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 121-122.

 

Выходные данные: Кабирова Д.М. Особенности обучения аудированию на английском языке на средней ступени обучения[Электронный ресурс] /  Д.М. Кабирова    // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/82-osobennosti-obucheniya-audirovaniyu-na-anglijskom-yazyke-na-srednej-stupeni-obucheniya (Дата обращения 29.03.2024)