Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 37.012.7

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Константинова О.П.

Author(s): Konstantinova O.P.

Название: РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Title: REFLECTION AT A FOREIGN LANGUAGE CLASS

Аннотация: в статье рассматриваются методы и формы  использования рефлексии на уроке иностранного языка, особо рассматриваются  рефлексия деятельности, рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала.

Abstract: the article deals with the using of reflection at the foreign language class,  the  activity reflection,  the reflection of mood and emotional state, the  reflection of the content of educational material  are especially considered.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексия деятельности, рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала.

Key words: reflection, reflection of activity, reflection of mood and emotional state, reflection of the content of educational material.

 

В последнее десятилетие появились технологии обучения, которые помогают в достижении новых, современных целей образования. Одной из таких технологий является рефлексия.

Латинское слово «рефлекс» буквально значит «отражение». Им в физиологии обозначают ответную реакцию живого существа на те или иные воздействия. То есть действительно – рефлексы. От слова «рефлекс» суффиксальным способом образовано существительное «рефлексия», что значит «размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психологического состояния».

В педагогике рефлексия означает процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития и саморазвития. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия в новом понимании намного глубже позволяет отследить усвоение материала, степень активности на уроке того или иного ученика и оценку своего вклада в достижение поставленных в начале урока целей.

Структура современного урока иностранного языка в рамках ФГОС включает обязательный этап – рефлексию учебной деятельности.

Основные задачи рефлексии :

• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, превращение ее в знание;

• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

• выявление новых тем и проблем для дальнейшей работы;

• рефлексия и анализ всего процесса изучения материала.

Рефлексия занимает особое место на уроке. Она ведет к осознанию конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению, поиску правильных подходов и приемов.

На уроке иностранного языка очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить учащихся анализировать содержание своей деятельности, давать ей оценку и планировать дальнейшую работу для достижения положительного результата [1]. Организация рефлексивной деятельности учащихся на уроке иностранного языка – это двусторонний процесс, в котором учитель является организатором, а главными действующими лицами выступают ученики. Все вместе – учителя и обучающиеся – строят завтрашний урок, опираясь на знания, полученные сегодня. Рефлексия не возникает сама по себе, она является результатом целенаправленного обучения. Например, подготовив письменное задание, школьники могут задаться вопросом: «Как сделать написанный текст лучше, интереснее, содержательнее?». Множество приемов и методов рефлексии на уроке иностранного языка позволяет сделать урок живым, ярким, полезным для дальнейшего обучения и жизни.

По цели рефлексия делится на:

• рефлексию настроения и эмоционального состояния;

• рефлексию деятельности;

• рефлексию содержания учебного материала.

Далее рассмотрим некоторые приемы рефлексии в зависимости от цели.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Приемы здесь разнообразны и носят скорее развлекательный характер: 

• начать урок с добрых слов : Wie schön ist es in der Klasse! Ihr seid auch so schön, so nett! Ich freue mich euch zu sehen!

• провести интеллектуальную разминку,

• привести интересный факт в духе: "Weißt ihr, daß……"

• использовать карточки разных цветов для передачи своего настроения на уроке, степени понимания материала (красная карточка может означать « я не понимаю», « трудно»), оценивания ответов одноклассников и т.п.

Рефлексия содержания учебного материала

Данный вид рефлексии обычно применяют при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала. Рассмотрим несколько приемов:

— Текст с пропусками. На уроке немецкого языка в 6 классе при изучении темы «Tagesablauf» можно предложить учащимся вставить подходящие по смыслу слова в текст с пропусками. Ключи можно написать на доске в произвольном порядке. В сильном классе (группе) учащиеся заполняют пропуски самостоятельно:

Jeden Tag stehe ich gewöhnlich um halb 7 auf. Ich mache
1.______ bei geöffne-ten Fenstern. Ich gehe ins
2.________, ich wasche mich, putze mir die Zähne, kämme mich und ziehe mich an. In meinem Zimmer
3.______ ich das Bett. Meine Mutter bereitet das
4.________ zu. Ich frühstücke gegen 7, ich esse meistens Sa-lamibrot und
5.______ eine Tasse Tee oder Kakao. Um halb 8 gehe ich in die Schule. Der Unterricht dauert von acht bis eins. Normalerweise habe ich 6-7 Stun-den pro Tag. In der großen Pause esse ich das
6.______. Zu Mittag esse ich in der
7._______ . Nach dem
8.__________ gehe ich nach Hause.
Ключи : 1- Morgengymnastik 2- Badezimmer 3- mache 4- Frühstück 5- trinke 6- Pausenbrot 7- Mensa 8- Unterricht

— "Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая – с ответами. Каждый ищет свою пару. Если в отдельных парах не сойдутся вопросы и ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки – это повод еще раз поработать над данной темой.

— Упражнение «Плюс-минус-интересно». Цель данного приёма - подведение итогов урока. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Pluspunkt Minuspunkt Еs ist interessant.
В графу «П» – «плюс» (Pluspunkt) учащиеся записывают все, что понравилось на уроке; формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» (Minuspunkt) записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным или не нужным, бесполезным с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» (Еs ist interessant) учащиеся вписывают информацию, которую узнали на уроке. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. На основе ответов учащихся учитель заполняет таблицу «Итог».
И Интересные моменты урока. Что понравилось в нем особенно?
Т Тема на уроке: раскрыта (или усвоена) глубоко, доказательно, слабо, по-нята всеми учащимися, частью и т. п.
О Оценка урока на основе собственных критериев.
Г Главный вывод по всему уроку (теме).

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять на этапе актуализации знаний или подведения итогов урока.
- Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно, например, по теме « Deutschland» : города, основные достопримечательности, население, площадь страны и т.п. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах или по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь. Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые они не смогли вспомнить сами и абсолютно новые для них.
- Синквейн (пятистишие). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В России данный метод используется с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Пример синквейна по теме « Internationale Jugendprojekte» в 10 классе:
Schüleraustausch
international, interessant
mitmachen, verbessern, diskutieren
Jugendliche tragen zur Völkerverständigung bei.
Zusammenarbeit.

На уроке иностранного языка рефлексия – это общение, диалог, взаимодействие в системе «я и другой». Осознание учеником своих предметных действий и рефлексивно-оценочных качеств, а также рефлексивного процесса других учащихся – это непременное условие совершенствования и развития творческого мышления.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Свиридова Е.А. Значение рефлексии и самооценки в изучении иностранных языков / Е.А. Свиридова // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – С.110-113.

 

Выходные данные: Константинова О.П. Рефлексия на уроке иностранного языка [Электронный ресурс] /  О.П. Константинова  // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/83-refleksiya-na-uroke-inostrannogo-yazyka   (Дата обращения 29.03.2024)