Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 37.017

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Юртаев В.А.

Author(s): Yurtaev V.A.

Название: ПРОБЛЕМАТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ВВИДУ ОТСУТСТВИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Title: PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH DUE TO THE LACK OF A HOLISTIC PERCEPTION OF RUSSIAN HISTORY

Аннотация: в статье рассматриваются проблемные места в деле воспитания патриотических настроений в молодежной среде. Обращается внимание на наличие различных интерпретаций российской истории и пагубность отсутствия единого к ней отношения.

Abstract: in the article discusses the problem areas in the education of Patriotic sentiments among young people. Attention is drawn to the existence of different interpretations of Russian history and the perniciousness of the absence of a unified attitude to it.

Ключевые слова: патриотизм, целостность, учащиеся, исторические интерпретации, Отечественная история, тенденции.

Key words: patriotism, integrity, students, historical interpretations, National history, trends.

 

Целостность – главная ценность человечества. Казалось бы, всего лишь тезис, имеющий мало общего с современной раздробленной действительностью. Мир крайне хрупок, но человек стал забывать данное обстоятельство. Люди перестали дорожить целостностью, в результате чего многочисленные трещины испещрили сердца людей (ломая семейные устои), народное сознание (трансформируя коллективы в индивидуумы) и даже земную географию (прочерчивая все новые государственные границы).

Человек, лишаясь целостного восприятия окружающей действительности в настоящем, невольно переносит сие обстоятельство и на прошлое – на историю. Ярким примером подобного переноса служит российская история, изобилующая смысловыми разрывами и противоречиями, что проявляют себя в виде разнообразных антиномий. Вышеперечисленное, в свою очередь, губит все попытки воспитать подлинных патриотов, любовь которых к своему Отечеству проявляется не на словах, не размахиванием флажками на бесчисленных праздниках, но в способности качественного осмысления собственной истории. Без этого все разговоры о взращивании патриотических настроений в молодежной среде превращаются в пустой и бессмысленный фарс.

Мы столь часто и поверхностно употребляем термин «патриотизм», что превратили оный в нечто бесформенное и воспринимаемое лишь в форме праздничного шоу. Всевозможные патриотические акции, демонстрации, проходящие под простенькие музыкальные мотивы, ярко окрашенные и задорные, современной молодежью воспринимаются как обыкновенный досуг, лишний повод расслабиться и развлечься. Подобные мероприятия равносильны компьютерной игре, основная цель которой – дарить удовольствие, наслаждение. Однако, справедливо ли называть подобное шутовство патриотизмом? Однозначно нет, ибо настоящий патриотизм есть прежде всего глубинное напряжение духовных сил человека, осмысление окружающего бытия и событий, в нем происходящих. Человек, именующий себя патриотом, находится в непрерывном поиске, но не удовольствий и развлечений, а точек приложения своего таланта.

Истинный патриотизм рождается из тишины, что помогает собраться с мыслями и проявиться созиданию. Патриотизм и есть целостность – гармония человека с самим собой и со своей Родиной, вследствие чего возникает любовь к стране, народу, отдельно взятому человеку. Но даже отделив зерна от плевел и прекрасно осознавая вышеизложенное, мы сталкиваемся с одной крайне трудноразрешимой проблемой, а именно – как воспитать патриота в подлинном смысле слова, когда сами смыслы искажены до неузнаваемости, либо вовсе отсутствуют? Говоря о патриотическом воспитании молодежи, какое патриотическое воспитание мы подразумеваем?

Наше собственное историческое поле представляет собой сплошное лоскутное одеяло с зияющими дырами между отдельными его фрагментами. И большинство даже профессиональных историков, стремясь выдать какой-либо исторический эпизод за целостную и единственно верную картину, тем самым тянет лишь за один лоскут, разрывая одеяло на части, и без того едва скрепленные между собой.

Иными словами, даже на столь высоком, профессиональном уровне, отсутствует сколь-нибудь целостное восприятие Отечественной истории, что отражается на всех ступенях современного российского образования. Прежде, чем говорить о качественном историческом просвещении молодежи, взрослым людям самим не мешало бы ликвидировать разрывы прошлого в головах.

В виде таблицы приведем лишь некоторые противоположные интерпретации российской истории в ее ключевых моментах (исторических разрывах):

Таблица – Интерпретация российской истории в ее ключевых моментах

Само собой разумеется, что нет ничего особенного и из ряда вон выходящего в наличии различных точек зрения на те или иные исторические события. Но еще раз следует проговорить – воспитание подлинного патриота всегда сопряжено со смысловыми гранями бытия. Патриот есть человек осмысляющий. Ведь что такое Отечество? Это обезличенный (и одновременно имеющий множество лиц) элемент бытия, существующий параллельно природе и проступающий сквозь нее благодаря порождению смыслов человеком. Поэтому, не может идти и речи о любви к Отечеству без осмысления его истории. Но что делать, когда смыслов и исторических интерпретаций столько, что выбраться из сего лабиринта подчас невозможно даже профессиональным историкам? Гражданская война окончилась столетие тому назад, но только не на страницах исторической литературы, где в той или иной форме продолжают сталкиваться современные «монархисты» и «сталинисты», «либералы» и «реакционеры», «верующие» и «атеисты» и т.д.

Государство данную проблему осознает и пытается с ней бороться путем введения исторических стандартов [4] и подготовки единого учебника истории. Шаг в правильном направлении, если бы в процессе не давала о себе знать другая крайность, выражающаяся явным нежеланием государства иметь собственную, четко выраженную, позицию по основным спорным историческим моментам, которые как раз и разрывают единство исторического бытия, а вместе с ним и общества. Таким образом, происходит обессмысливание истории, выхолащивание из нее эмоциональной, чувственной составляющей. Как следствие, учащиеся попросту теряют интерес к предмету, к учебной литературе, оперирующей лишь датами и терминологией. Мы все больше забываем, что история государства, народа, не сводится к банальной летописи, история не есть набор нейтральных заметок о прошлом, выстроенных в хронологической последовательности. История должна быть живой и выразительной, должна привлекать и заставлять учащихся испытывать подлинные эмоции, словно гениальное литературное или кинематографическое произведение!

Государство не имеет права обходить острые углы, оставляя все спорные вопросы на суд читателя. Читатель, особенно юный, не способен дать взвешенную оценку событиям далекого прошлого, ибо государство своим принципиальным нейтралитетом обрекает его на извечное скитание по бесконечному смысловому лабиринту, самим же государством и возведенному в попытке уйти от ответственности.

Таким образом, на сегодняшний день в сфере исторического просвещения мы наблюдаем две разнонаправленные тенденции:

1) Разнородность оценивания и наполнения смыслом тех или иных событий прошлого.

2) Полное обессмысливание истории, вследствие политики, проводимой государством ввиду попытки устранить первую проблему.

Дабы воспитать настоящего патриота, способного к осмыслению и созидательной деятельности во благо России, необходимо выстроить целостную картину восприятия Отечественной истории. При этом, целостность не подразумевает нейтральности. Хорошим примером (с оговорками) выстраивания подобного мировосприятия служит советская историческая школа, сумевшая достичь практически абсолютной целостности, тотальности взглядов на собственное прошлое. Правда сделала это лишь в рамках советского проекта, провозгласив целостностью отдельный исторический фрагмент. Поэтому, в данном случае важно обратить внимание не столько на содержание (если считать таковым интерпретацию событий настоящего и прошлого, а не идеологию в целом), сколько на сам механизм, показавший свою работоспособность по воспитанию советского человека на определенном хронологическом этапе.

Задача воссоздания целостности исторического восприятия представляется вполне реальной, ибо еще классики отмечали, что народ наш на уровне подсознания стремится к тоталитарности (в значении целостности), ко всеединству, коллективности [1].

Многие аспекты патриотического воспитания учащейся молодежи рассмотрены в работах [2; 3].

Лишь восприняв историю собственной страны как нечто единое, наделенное яркими смыслами и не лишенное эмоционального фона, можно будет говорить о воспитании новых поколений в патриотическом русле, проявляющем себя в осмыслении России настоящей и прошлой как единого целого, драматического и героического одновременно, а также в созидании России будущей на основе собственных исторических установок и традиций.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Бердяев, Н. Малое собрание сочинений / Н. Бердяев. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 263 с.

2. Ильмушкин, Г.М. Моделирование системы воспитания патриотизма у студентов в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин // Самарский научный вестник. – 2016. – № 4 (17). – С. 184-191.

3. Ильмушкин, Г.М. Потенциал системы патриотического воспитания в образовательном пространстве с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин, М.М. Миншин // Проблемы современного педагогического образования. Серия педагогика и психология. Сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 55, часть IV. – С. 204-210.

4. Шатохина, Н. Ю. Актуальные проблемы патриотического воспитания / Н.Ю. Шатохина. – Тарко-Сале, 2015.

 

Выходные данные: Юртаев В.А. Проблематика патриотического воспитания молодежи ввиду отсутствия целостного восприятия российской истории [Электронный ресурс] / В.А. Юртаев // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/84-problematika-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-vvidu-otsutstviya-tselostnogo-vospriyatiya-rossijskoj-istorii (Дата обращения 07.12.2022)