Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 37.09

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Валенцов В.В.

Author(s): Valentsov V.V.

Название: ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Title: FORMATION OF THE PATRIOTIC IDENTITY OF THE MILITARY PERSONNEL PASSING MILITARY SERVICE UNDER THE CONTRACT WITHIN PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: раскрывается проблема формирования патриотической личности в рамках работы по патриотическому воспитанию в Вооруженных Силах Российской Федерации. Впервые предложена программа для корректировки процесса формирования патриотической личности, способствующая внедрению методов направленных на развитие и совершенствование процесса патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Abstract: the problem of formation of the patriotic personality within work on patriotic education in the Armed Forces of the Russian Federation reveals. The program for correction of process of formation of the patriotic personality promoting introduction of the methods aimed at the development and improvement of process of patriotic education of staff of the Armed Forces of the Russian Federation is for the first time offered.
Ключевые слова: патриот, патриотическая личность, патриотическое воспитание, воспитательная работа, военнослужащий проходящий военную службу по контракту, Вооруженные Силы Российской Федерации.
Keywords: patriot, patriotic personality, patriotic education, educational work, the serviceman passing military service under the contract, Armed Forces of the Russian Federation.

 

Патриотизм всегда является основной чертой менталитета русского солдата и основой духовного развития государственности. Национальное чувство и патриотизм, старающиеся сохранить и развить народную самостоятельность и в жизни, и в мысли, имеют оправдание с точки зрения всечеловеческой. Ибо если народы суть органы всечеловеческого организма, то что же это будет за организм, состоящий из безжизненных и бессильных органов, что же это будет за всечеловечество, состоящее из бесцветных и бесформенных народностей? [1]

Основной характеристикой патриотического воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации является понимание военнослужащими роли и места, отведенному ему, в служении Отечеству, высокой ответственностью за выполнение требований военной службы, уверенности в незаменимости качеств и навыков формирующихся в период прохождения службы. Целью формирования патриотической личности военнослужащего проходящего военную службу по контракту является постоянная готовность выполнить все поставленные задачи направленные на отстаивание суверенитета государства, обеспечение его безопасности и национальные интересы Российской Федерации.

Формирование патриотической личности проводится и организуется в рамках системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Воспитательная работа проводится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [2]. В них прописано развитие системы патриотического воспитания, элементами которой являются объекты и субъекты воспитания, принципы, методы, содержание, направления, формы и задачи воспитания.

Анализ последних десятилетий истории подтвердил, что система патриотического воспитания должна постоянно совершенствоваться и оставаться в неизменном виде она не может. Ее изменение и последующее развитие связанно с изменениями, происходящими в политической, экономической и социальной сфере Российского общества.

В связи с этим, автором поставлена цель разработать программу для корректировки процесса формирования патриотической личности военнослужащих проходящих военную службу по контракту.

Тема исследования формирования патриотической личности военнослужащих в рамках процесса патриотического воспитания мало разработана, хотя интерес к проблеме исследования самого процесса патриотического воспитания военнослужащих, курсантов и офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации и предъявляемым требованиям к воину профессионалу, влияет на появление новых диссертационных исследований. В таблице 1 представлены примеры защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук за последнее десятилетие.

 

Таблица 1 - Диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, посвященные проблемам патриотического воспитания и формировании патриотической личности военнослужащих.

 

№ п/п

Тема (шифр специальности)

Автор (год защиты)

1

Военно-патриотическое воспитание курсантов военных ВУЗов посредством кино. (13.00.08.)

Иванов Е.Н. (2008г.)

2

Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся современных высших военных учебных заведений на основе приоритетно-ориентированного подхода. (13.00.08.)

Осипова А.В. (2011г.)

3

Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов в военном вузе. (13.00.01.)

Мухамедова Г.Х. (2011г.)

4

Патриотическое воспитание Советских военнослужащих в 1918-1991 гг. (07.00.09.)

Азарова А.В. (2011г.)

5

Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума. (09.00.11.)

Закиров В.Ю. (2014г.)

6

Совершенствование военно-патриотического воспитания курсантов факультетов среднего профессионального образования вузов Министерства обороны Российской Федерации. (13.00.08.)

Старков Р.В. (2015г.)

7

Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе системно-деятельностного подхода. (13.00.08.)

Фоменко С.И. (2015г.)

8

Информационно-культурное пространство как фактор формирования личности военнослужащего Российской Армии. (09.00.11.)

Симакова А.Я. (2017г.)

Представленные данные в таблице доказывают, что интерес ученых к решению проблемы патриотического воспитания в армии достаточно высокий. При этом рассматриваемые вопросы изучаются не только в педагогических науках. Но современные Вооруженные Силы в том числе и их личный состав постоянно развиваются и обновляются с учетом постоянно возникающих внешне-политических вызовов, обновлением парка вооружения и военной техники и созданием перспективных образцов вооружения. В результате чего рождаются новые константы, понятия сформированной патриотической личности.

Основными направлениями по формированию патриотической личности в рамках процесса патриотического воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:

• формирование у личного состава Вооруженных Сил патриотических ценностей и патриотического самосознания;

 воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

 утверждение сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

 активное противодействие манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

 формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

 привитие военнослужащим чувства гордости, глубокого уважения к символам нашего государства - Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Основной целью работы по патриотическому воспитанию в Вооруженных Силах является создание условий для формирования патриотической личности с необходимыми ценностями, взглядами, установками и мотивами деятельности. Соответственно для достижения выполнения данной цели необходимо не только выполнение вышеперечисленных направлений, но и повышение качества работы офицерского (преподавательского) состава, развитие форм и методов патриотического воспитания с учетом современной обстановки в Российской Федерации, применение новых методик в работе по формированию патриотической личности. 

Исследование проблемы формирования патриотической личности военнослужащих проходящих военную службу по контракту происходило в одной из мотострелковых бригад дислоцированной на территории Центрального военного округа. Сбор необходимых данных для исследования проводилось методом тестирования и интервьюирования как одного из способов социологического опроса. Социологический опрос – это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами [3]. В нашем случае респондентами являются действующие военнослужащие проходящие военную службу по контракту Центрального военного округа. 

Тестирование состояло из 20 вопросов, содержание вопросов было распределено по четырем блокам (1. как военнослужащие понимают сущность патриотизма; 2. как относятся военнослужащие к историческому и культурному прошлому России, а также к ее Вооруженным Силам; 3. Качества (психологические и физические) необходимы молодому человеку, для успешного прохождения военной службы по контракту; 4. какое место и роль играет патриотическое воспитание в жизнедеятельности современного военнослужащего-контрактника). 

Всего в исследовании приняло участие 148 военнослужащих проходящих военную службу по контракту. Возраст респондентов следующий: 40% - младше 25 лет; 52% - исполнилось и старше 25-ти лет и не достигших 35-ти летнего возраста; 8% - исполнилось и старше 35-ти летнего возраста (Рис. 1). По имеющемуся уровню образования респонденты распределились следующим образом: 7% - основное общее (окончили 9 классов); 25% - среднее общее (окончили 11 классов); 51% - среднее профессиональное; 16% - высшее (Рис. 2).

1

Рисунок 1 - Характеристика военнослужащих контрактников участвующих в эксперименте (в процентах) по возрасту


2

Рисунок 2 - Характеристика военнослужащих контрактников участвующих в эксперименте (в процентах) по уровню образования

 

Рассматривая проблему формирования патриотической личности, необходимо исходить из педагогической трактовки понятий «патриотизм», «личность», «военнослужащий проходящий военную службу по контракту», и привести авторскую интерпретацию понятия «патриотическая личность».

Понятие «патриотизм» не имеет однозначного определения. Чаще всего под патриотизмом понимают любовь населения страны к своему Отечеству, преданность общественному и государственному строю [4, С.77]. «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [5, С.33-34]. Исторически впервые слово «патриот» употребляется в период Великой Французской революции 1789-1793гг. Патриотами в тот период называли защитников революции и врагов абсолютизма [6, С.64].

Понятие «личность» является одним из центральных понятий педагогики, философии, психологии, социологии и других наук. Для нас наибольший интерес представляет анализ данного понятия в педагогике. «Личность в общественных науках рассматривается как особое качество, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения» [7, С.134]. По мнению К.Д.Ушинского, личность (человека) является предметом воспитания. В отличие от всех других наук педагогика изучает человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания [8, С.26].

Теперь нам необходимо разобрать понятие «военнослужащий проходящий военную службу по контракту». И так военнослужащий – гражданин, исполняющий обязанности связанные с прохождение военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства. Военнослужащий обладает специальным правовым статусом [9]. В свою очередь военная служба по контракту – служба, которую граждане проходят в добровольном порядке в Вооруженных Силах Российской Федерации, в соответствии с условиями контракта который он заключает с Министерством обороны Российской Федерации. Теперь разобрав понятие по отдельности мы можем подытожить, что «военнослужащий проходящий военную службу по контракту» это гражданин, исполняющий обязанности связанные с прохождение военной службы по контракту, в соответствии с условиями контракта который он заключил, на добровольной основе, с Министерством обороны Российской Федерации.

На основании разобранных нами понятий, теперь необходимо дать авторскую интерпретацию, и понять что же такое «патриотическая личность военнослужащего проходящего военную службу по контракту». И так, данное понятие мы можем объяснить как высокоразвитое и постоянно совершенствуемое качество военнослужащего проходящего военную службу по контракту по отношению к своей Родине, преданности своему Отечеству и постоянной готовности к его защите, а также умение грамотно применять имеющиеся патриотические знания на практике и обучать подчиненный личный состав

Опрос мы проводили анонимно, для использования результатов в обобщенном виде. На вопросы военнослужащие контрактники давали свои ответы в соответствии со степенью своего согласия с предлагаемым утверждением. Каждому респонденту мы задали 20 вопросов. 

На первый вопрос кто такой «патриот», необходимо было предложить свой вариант ответа, что позволило выявить, какой смысл в него вкладывают военнослужащие. Самыми распространенными ответами стали: гражданин, совершающий действия во благо процветания своего Отечества (5,4%); человек, любящий своё Отечество (46,6%); гражданин готовый пожертвовать даже жизнью ради процветания своего Отечества (27,7%); человек знающий историю своего народа, государства (18,9%); тот кто служил в армии (1,4%).

На второй вопрос что означает в Вашем понимании Родина, военнослужащим также необходимо было предложить свой вариант ответа. Обобщив полученные ответы, мы увидели, что большинство дали вариант ответа Россия (62%);вторым по полярности ответом стал край (дом) в котором вырос (35%).

А крайним заданием на который военнослужащим необходимо было предложить свой вариант ответа, стала просьба закончить предложение: быть достойным гражданином своей страны – значит быть…: Патриотом (45,2%); Верным сыном своего Отечества (37,4%);Человеком (17,4%).

Первые три вопроса нашего социологического опроса представили собой отдельный блок в котором военнослужащим привлеченным к проведению исследования необходимо было самим думать над вариантом ответа, а не выбирать из представленных. Проведенный анализ представленных ответов показывает что военнослужащие имеют представление о фундаментальных понятиях присущих патриотической личности. 

Следующие вопросы исследования, распределенные по трем блокам, показали, что 69 % военнослужащих контрольной группы и 62% военнослужащих экспериментальной группы отмечают значимость проводимой работы по формированию патриотической личности в рамках процесса патриотического воспитания, осознают ее необходимость и готовы принимать постоянное участие в совершенствовании и развитие данного направления работы. 63% военнослужащих экспериментальной группы и 59% военнослужащих контрольной группы видят себя главными субъектами, влияющих на продуктивность этой работы. 23% респондентов экспериментальной группы и 19% респондентов контрольной группы указывают на ведущую роль офицерского состава (преподавательского состава), в данном процессе. 14% военнослужащих экспериментальной группы и 22% военнослужащих контрольной группы – уделяют большое внимание слаженной работе всего подразделения. Военнослужащих не давших ответ хотя бы на один вопрос в обеих группах не зафиксировано. 

Таким образом, анализ ответов выявил, что большая часть военнослужащих проходящих военную службу по контракту мотострелковой бригады Центрального военного округа осознают необходимость совершенствования работы по патриотическому воспитанию, но сами никаких активных действий для повышения ее эффективности не предпринимают. 

Установлено, что для достижения оптимального уровня сформированности патриотической личности военнослужащих необходимо:

– В организационном плане: усилить контроль, со стороны командования, за работой офицерского (преподавательского) состава, на полное выполнение заявленных планов и программ по патриотическому воспитанию, не допустить срыва запланированных мероприятий, контролировать согласованность и преемственность в деятельности офицерского (преподавательского) состава по эффективному использованию учебно-материальной базы. Организовать работу с представителями шефских и ветеранских организация, а также всех религиозных конфессий. Перед военным духовенством стоит сложная задача – не допустить, чтобы религиозные различия переросли в противоречия внутри подразделения, воинской частью. До военнослужащих доводится, что «…все мы христиане, магометане, евреи вместе одновременно молимся Богу нашему , потому Господь Вседержитель, сотворивший небо и землю и все, что на земле, есть для нас единый, истинный Бог»[10, с.38].

 В методической работе: исключить шаблонные способы проведения занятий (мероприятий) по воспитательной работе. Большое внимание необходимо уделять практической деятельности, увеличивать количество мероприятий связанных с осмыслением сущности и особенностей патриотизма, пониманием роли, которую играет Российская Федерация на международной арене. Снизить субъективную значимость ситуации и задач, перенести акцент на осмысление деятельности и формировать у военнослужащих проходящих военную службу по контракту чувство уверенности в себе.

Итогом проведенного исследования стал ряд полученных выводов. Сегодня среди действующих военнослужащих проходящих военную службу по контракту патриотами могут назвать себя не более 70% от опрошенного личного состава подразделения, у остальных 30% ответ на данный вопрос вызовет затруднение. А ответить на вопрос « кто такой патриот?» и «почему Вы считаете себя патриотом?» сможет не более 40%. Если мы будем внедрять методы, предложенные в данном исследовании, направленные на формирование патриотической личности военнослужащего проходящего военную службу по контракту, желательно с самого начала прохождения службы и даже в период прохождения отборочных мероприятий при поступлении на военную службу по контракту в пункта отбора на военную службу по контракту, то, безусловно, итоговый процент приблизится к весомой цифре в 95%. А это значит, что у Вооруженных Сил Российской Федерации будет не только профессионально подготовленный личный состав, но и знающий свою историю, который душой живет за свою Родину и делает максимум для ее развития и процветания. 

В ходе проведения исследования нами было выявлено, что реализация методов, приемов и средств осуществляется в процессе патриотического воспитания через комплекс организационных форм, которые являются внешним выражением согласованной деятельности офицерского состава как педагогов и военнослужащих проходящих военную службу по контракту как обучаемых, осуществляемый в определенном порядке и режиме. Проанализировав процесс патриотического воспитаний в рамках формировании патриотической личности у военнослужащих установлено, что все составляющие процесса патриотического воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации нуждаются в серьезном совершенствовании как в содержательном и организационном плане, так и в методологической работе. 

Учитывая все трудности работы процесса  по патриотическому воспитанию можно предложить следующие пути их решения: 

1). Актуализация использования воинских и боевых традиций в процессе патриотического воспитания военнослужащих проходящих военную службу по контракту;

2). Оптимизация содержания воспитательной работы руководящего состава и офицерского корпуса подразделения (воинской части) ответственных за патриотическое воспитание личного состава;

3). Развитие педагогической подготовки офицерского корпуса направленной на формирование патриотической личности в рамках процесса патриотического воспитания военнослужащих проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 

1.Национальный вопрос в России - АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2000. – 512 c.

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"».

3.Социологический опрос [Электронный ресурс] // SOCIOLOGY IN WEB : сайт. – Режим доступа: http://www.sociologyinweb.ru/spgs-223-1.html . Дата обращения (15.09.2018).

4.Краткий педагогический словарь пропагандиста / Сост. : М.Н. Колмакова, А.С. Вишнякова. – М. : Политиздат, 1984. – С.77.

5.Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы : монография / [С. В. Дармодехин и др.] ; [под общ. ред. Дармодехина С. В., Быкова А. К.] ; Федеральное гос. учреждение "Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания". - Москва : Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2007. – 326 с.

6.Микрюков, В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: Дис… д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.Ю. Микрюков. – М., 2008. – С.64.

7.Педагогический энциклопедический словарь. М. :Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

8.Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 / К.Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 1988. – 416 с.

9.Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

10.Плеханов, А. А. «Помни, что солдат Христов и Государев воин.». Основы религиозно-нравственного воспитания в войсках Российской Империи / А. А. Плеханов // Военно-исторический журнал. – 2003. – № 2 . — С. 35-38.

 

Выходные данные: Валенцов В.В. Формирование патриотической личности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в рамках процесса патриотического воспитания в вооруженных силах Российской Федерации [Электронный ресурс] / В.В. Валенцов    // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/86-formirovanie-patrioticheskoj-lichnosti-voennosluzhashchikh-prokhodyashchikh-voennuyu-sluzhbu-po-kontraktu-v-ramkakh-protsessa-patrioticheskogo-vospitaniya-v-vooruzhennykh-silakh-rossijskoj-federatsii (Дата обращения 16.04.2024.)