Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 371.388.6

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Ильмушкин Г.М.

Author(s): Ilimushkin G.M.

Название: ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ЦЕЛОСТНОМ МНОГОУРОВНЕВОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Title: SEARCH AND RESEARCH WORK OF STUDENTS IN A COMPLETE MULTI-LEVEL TRAINING SPECIALIST

Аннотация: в работе исследуются вопросы организации поисково-исследовательской работы учащихся.

Annotation: in the work questions of the organization of search and research work of students are investigated.

Ключевые слова: исследовательская работа, формирование, личность, мотивы, ин-терес.

Key words: research work, formation, personality, motives, interest.

 

Анализ современной педагогической действительности показывает, что в отличие от традиционного социоцентризма как системы, существовавшей раньше, ведущим в современном образовании стал приоритет развивающейся творческой личности. Он определен в образовательной политике государства, в сфере инновационного образовательного движения, в социально-педагогическом сознании и в педагогических исследованиях и разработках. Однако разработанные концепции на развитие творческих способностей учащегося не обеспечивают разностороннее его развитие и тем более целенаправленное формирование творческих поисково-исследовательских способностей. Реальную поддержку и развитие идея поисково-исследовательской направленности обучения на ступени среднего образования находит сегодня понимание, так как ее осуществление в практике педагогической действительности способствует качественной подготовке специалистов разного уровня, становлению личности, ее самовыражению и оптимальной самореализации в образовании. Учащийся, обладающий творческой исследовательской способностью, всегда будет иметь преимущество перед сверстниками, не проходившими серьезную школу научно-исследовательской деятельности, и значительно быстрее и эффективнее достигнет успеха в профессиональной и социальной деятельности. Он имеет возможность проявить инициативу, творчество в профессиональной деятельности, приобретет еще большую уверенность в своих действиях. Естественно, чувство удовлетворенности в профессиональной деятельности приносит успех и радость и в социальной, и личной жизни.

Таким образом, актуальность развития творческих поисково-исследовательских способностей личности в определенной мере вызывается социальным заказом современного общества в данный период его развития, внутренней потребностью личности и рекреативной ролью образования. Вопросы организации поисково-исследовательской деятельности на ступени среднего образования недостаточно изучены как в традиционном, так и в развивающем обучении. В этой связи возникает необходимость исследования организации поисково-исследовательской работы на ступени среднего образования как в теоретическом, так и в практическом плане. В своих научных изысканиях мы опирались на исследования творчества такими учеными, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер и др.

Формирование поисково-исследовательских способностей учащихся на этапе среднего образования гарантирует в дальнейшем, в вузе, способность активно и увлеченно проводить научные исследования.

Современное образование на всех его ступенях предполагает проведение обучающимися доступных поисково-исследовательских работ под руководством научных руководителей. Такой подход осуществляется в единстве с учебной деятельностью как единый образовательный процесс, направленный на приобщение учащихся и студентов к активной исследовательской работе.

В 10-ом классе, в основном, предусматривается изучение теоретических и методических основ проведения поисково-исследовательской работы, выполнение работ реферативного направления, а в 11-ом – проведение исследований в экспериментальных условиях.

Как показывает опыт практической работы, такой подход дисциплинирует учащихся и придает всему процессу НИР более организованный, системный и междисциплинарный характер. При этом есть возможность для совместного обсуждения ими возникающих теоретических и практических проблем поисково-исследовательского характера. Естественно, поисково-исследовательская работа учащихся не ограничивается только специальными учебными занятиями по расписанию. Более того, они выполняют исследовательскую работу и во внеучебное время.

Прежде всего, для успешной поисково-исследовательской деятельности создаются социально-организационные и психолого-педагогические условия для формирования поисково-исследовательских способностей учащихся, ибо для их оптимальной адаптации в вузах необходимо установление преемственных связей не только в образовании и воспитании, но и в осуществлении поисково-исследовательской и научной работы.

Остановимся на анализе педагогических проблем, связанных с формированием исследовательских способностей обучающихся в образовательной школе.

Проблемы развития поисково-исследовательских способностей уча-щихся охватывают целый спектр взаимосвязанных, взаимообусловленных психолого-педагогических аспектов, которые следует рассматривать в единстве.

Остановимся на проблеме, обозначенной В.Д. Шадриковым [1]. Что следует развивать в человеке, индивиде, личности? Развивать можно только то, что уже дано. Пытаться развивать то, что отсутствует, – значит создавать фрустрационную ситуацию. Объясняя суть развития, В.Д. Шадриков сопоставляет его с воспитанием, учитывая, что оба они направлены на качества, которые присущи индивиду исходя из норм общественной морали, а присваиваются эти качества в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность развития личности.

Г.В. Акопов [2] акцентирует внимание на разведении понятий «развитие» и «формирование». Формирование означает безальтернативное стимулирование, принуждение и т.д. Развитию присущи возможность выбора и самопрограммирования, непрогнозируемость и слабая управляемость в «движении» личности. Рассматривая аспект этой проблемы в контексте соотношения обучения и психического развития в системах образования, Г.В. Акопов отмечает три варианта соотношения:

1. Обучение и развитие не являются взаимосвязанными, развитие обусловлено созреванием и внешней средой;

2. Обучение должно приспосабливаться к психическому развитию;

3. Обучение играет определяющую роль в развитии и должно вести его за собой.

Помимо знаний, умений и навыков, при этом важно состояние психологической готовности к труду и наличие внутренней мотивации.

Продолжая теоретические исследования на эту тему, Т.В. Иванова [3] описывает процесс развития личности следующим образом: существенные свойства личности становятся качествами личности, существенные качества личности генерализуются в способности, уровень развития способностей определяет уровень личностного развития, который может быть обозначен как компетентность.

В контексте наших исследований придается серьезное значение качественному отбору учащихся для занятий поисково-исследовательской дея-тельностью. Для определения поисково-исследовательских наклонностей предлагаются специальные, нами разработанные тесты и диагностические приемы.
Разработанные педагогические подходы к индивидуально-дифференцированному обучению учащихся позволяют наиболее оптимальным образом реализовать потребности личности в образовании через личностно ориентированное обучение на основе активного участия в поисково-исследовательской деятельности. Из всего набора используемых методов отбора обучающихся в гимназию или в университетский лицей доминирующими являются те методы, которые позволяют определить интеллектуальные поисково-исследовательские возможности испытуемого. Могут быть приняты в гимназию или в лицей без особых проблем учащиеся, которые проявили высокие интеллектуальные исследовательские возможности.

Как показывают результаты проведенных исследований, такие лицеи-сты достаточно быстро устраняют пробелы в базовых теоретических знаниях и выравниваются вполне успешно в течение годичного обучения. Этот феномен объясняется мотивационными интересами обучения интеллектуально способного учащегося. Однако в этом вопросе педагогу следует быть очень осторожным, бдительным и внимательным по отношению к такой части лицеистов. Как свидетельствуют результаты исследований, в процессе обучения примерно 20% из них так и не достигают ожидаемых результатов по своему уровню интеллектуальных возможностей. Примерно 30% – достигают среднего образовательного уровня. “Спасти”, в буквальном смысле этого слова, таких лицеистов могут только чуткие и внимательные педагоги, проявляющие высокий творческий интерес к своей профессиональной работе и терпение по отношению к такой категории лицеистов. Мотивация к обучению у 50% лицеистов названной категории, проявляется в результате грамотной организации всего образовательного комплекса обучения. Остальная же часть лицеистов не проявляет особого мотивационного интереса к обуче-нию, ибо частично потеряли интерес к учебе в общеобразовательной школе в силу самых различных причин. В свою очередь, от педагога в обучении такой аморфной категории учащихся требуется особый целенаправленный индивидуально-дифференцированный подход в этих условиях.

С целью эффективного решения этой назревшей социально-педагогической проблемы предлагается следующее:

• педагогу-предметнику необходимо разобраться в причинах, которые привели ученика к такому негативному результату на предшествующем этапе обучения;

 далее, в зависимости от конкретной ситуации, выяснить: нуждается ли учащийся в помощи психолога (такой вариант развития событий ни в коей мере не исключается, непременно эту тему следует обсудить с родителями и классным руководителем);

 педагогу следует обсудить с обучаемым в непринужденной и добро-желательной обстановке проблемы, связанные с первичным, а также и вторичным “выравниваниями”, так как успешное их осуществление представляет серьезный шаг на пути повышения качества знаний. Необходимо добиваться существенного сокращения длительности адаптационного процесса;

 направить психолого-педагогические усилия на то, чтобы в процессе обучения учащийся осмысленно оценивал личностное значение собственного “Я”, что обучение направлено на субъект-обучаемого. Должна быть установлена обратная связь, отражающая в действиях обучаемого педагогические усилия и цели педагога.

Многие аспекты организации поисково-исследовательской деятельности учащихся рассмотрены автором [4-8].

Реализация выше сформулированных положений на первоначальном этапе обучения обеспечивает выход учащегося из кризисного состояния, а в конечном итоге успешность обучения в университетском лицее. Учащийся, преодолевая определенные трудности и препятствия, основательно укрепляется нравственно и психологически, освобождается от негативного психоэмоционального состояния незаметными усилиями педагога, психолога и родителей. Наконец, очень важно ценностное осознание того, что труд, добросовестность, стремление и желание позволили обучаемому выйти на путь свободного, творческого и целеустремленного изучения дисциплин, ибо это доставляет ему радость, сопереживание, повышает эмоциональный настрой и обеспечивает дальнейший успех. Непременно это отразится в перспективе на повышении мотивации учения.

Прежде всего, следует формировать следующие мотивы исследовательской ориентации, состоящие в стремлении овладеть определенными исследовательскими навыками, приемами и подходами при исследовании теоретических и практических учебных задач поисково-исследовательского характера:

 мотивы научно-исследовательской ориентации, состоящие в стремлении и понимании необходимости овладения методиками проведения научных исследований и серьезного участия в научно-исследовательской работе под руководством научного руководителя;

 мотивы, побуждающие к стремлению добиваться новых существенных достижений в научно-исследовательской работе;

 стремление занять лидирующее положение среди сверстников в процессе выполнения научно-исследовательской работы, а в конечном итоге и в обучении.

На начальном этапе придается преимущественное значение формированию у учащихся первоначальных навыков поисково-исследовательского характера:

 работа с библиографией;

 работа с учебной и научной литературой;

 поиск необходимой литературы;

 умения и навыки работы на ПЭВМ;

 работа с электронными таблицами, текстовыми и графическими редакторами;

 умение выделять предмет и объект исследования;

 осмысленное понимание содержания и целей исследования;

 умение корректно ставить задачу;

 проведение теоретических исследований поисково-исследовательского характера в процессе изучения дисциплины;

 умение увязывать теоретические исследования с решением практических задач, а в конечном итоге - прикладных задач;

 обоснованные и доказательные умозаключения и выводы по выполненным исследованиям; критически анализировать и обосновывать результаты исследований.

Поисково-исследовательская работа необходима, к ней следует привлекать в процессе обучения постепенно практически всех учащихся.

Выводы. Систематизированное формирование умений и навыков поисково-исследовательской работы происходит в сочетании с достаточно большим информационным объемом изучаемых материалов по естественнонаучным дисциплинам, что оказывает значительное позитивное влияние на этот процесс. Более того, теоретический учебный материал по содержанию в целом отличается высоким уровнем сложности, уровнем абстракции и научности, что требует от учащихся прилежности, самоорганизованности, целеустремленности, напряженных умственных усилий и высокой организованности мыслительной деятельности. Практическое применение теоретических положений основано на глубоком осмысленном их понимании и абстрагировании. Именно названные факторы способны успешно формировать у обучаемого умения и навыки исследовательского направления, ибо они, прежде всего, требуют включения в обучение активной высокоорганизованной мыслительной деятельности, огромного напряженного умственного труда, без чего немыслима серьезная научная работа. Следовательно, высокоорганизованная умственная деятельность и напряженная умственная активность играют системообразующую роль в формировании умений и навыков научно-исследовательского характера, что подтверждается экспериментальными исследованиями. Только на их основе складываются систематизированные, взаимосвязанные, основательные и глубокие теоретические знания, умения и навыки исследовательского направления.

Таким образом, процесс формирования исследовательских умений и навыков оказывает существенное влияние на образовательный процесс, качество обучения, так как высокоорганизованная умственная деятельность в сочетании с напряженным умственном трудом представляет тот фундамент, на котором и строится активная познавательная деятельность учащегося.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. – М., Воронеж, 1996. – 228 с.

2. Акопов, Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. – М., 2000. – 295 с.

3. Иванова, Т.В. Социально-психологическая компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора . Автореферат дис. ... канд. психол. наук. – Самара, 1999.

4. Ильмушкин, Г.М. Концепция единого педагогического пространства в системе “Школа-колледж-вуз” в малых и средних городах России : Монография. – Самара : Изд-во Самар. ГПУ, 2001. – 144 с.

5. Ильмушкин, Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста : монография [Текст]/ Г.М. Ильмушкин. – Димитровград: ДИТУД, 2005. – 354 с.

6. Ильмушкин, Г.М. Информатизация и поисково-исследовательская работа в едином педагогическом пространстве “Школа-колледж-вуз” в малых и средних городах России: Монография. – Самара: Изд-во Самар. ГПУ, 2001. –280 с.

7. Ильмушкин, Г.М. Поисково-исследовательская деятельность учащихся и студентов в целостном многоуровневом процессе подготовки специалиста // Изв. Самарского научного центра РАН. Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск, 2002. – С. 59–70.

8. Ильмушкин, Г.М. Формирование умений и навыков учащихся по математике на ступени среднего образования // Изв. Самарского научного центра РАН. Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск, 2002. – С. 71–78.

 

Выходные данные: Ильмушкин Г.М. Поисково-исследовательская работа учащихся в целостном многоуровневом процессе подготовки специалиста [Электронный ресурс] / Г.М. Ильмушкин  // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/88-poiskovo-issledovatelskaya-rabota-uchashchikhsya-v-tselostnom-mnogourovnevom-protsesse-podgotovki-spetsialista (Дата обращения 03.12.2023)