Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 378.172

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Пархаева О.В., Судакова Ю.Е.

Author(s): Parhaevа O.V., Sudakova U.E.

Название: ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Title: PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы совершенствования физической культуры и физического воспитания студентов в аспекте образовательной деятельности.

Abstract: the article deals with the problems of improving physical culture and physical education of students in the aspect of educational activities.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные группы.

Key words: physical culture, physical education, fitness groups.

 

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача – вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение [1].

Особую актуальность приобретает проблема формирования физической культуры, сохранение и укрепление здоровья студентов. Злободневность этой проблемы подчёркивается сложившейся демографической ситуацией в стране, поэтому одним из приоритетных направлений социальной политики государства должно стать сохранение и приумножение здоровья молодежи средствами физической культуры и спорта.

Организация современного учебно–воспитательного процесса требует от кафедры физической культуры и спорта преобразований в содержании работы. Особенно значимые изменения должны осуществляться в организации учебной работы. Необходим приоритет образовательного аспекта в содержании учебного материала с целью углубленного освоения студентами системы знаний, приобретения умений и навыков физического самосовершенствования. Усиление образовательного аспекта учебного процесса выступит не только ориентиром в подготовке студентов к сдаче контрольных нормативов, но и к использованию полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Физическая культура способствуют раскрытию потенциальных возможностей личности студента. В этой связи целесообразно освоение студентами оздоровительных систем, физических упражнений и видов спорта. Переход физического воспитания на уровень самообразования и самосовершенствования позволит повысить его эффективность.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. При разработке норм для физической культуры и спорта, прежде всего, должна быть поставлена цель укрепления здоровья, а затем достижения спортивного результата [2].

Процесс физического воспитания должен строиться на взаимосвязи всех его форм: учебных занятий, занятий в физкультурно–оздоровительных группах и группах спортивного совершенствования, а также спортивно–массовых мероприятий. Обязательным условием проведения учебных занятий по физической культуре в вузе надо считать объём не менее четырёх аудиторных часов в неделю на весь период обучения, а в группах спортивного совершенствования предусмотрен объём часов, обеспечивающий повышение спортивного мастерства в соответствии со спортивной классификацией студента. Причем необходимо возрастание роли сферы спортивного досуга. При этом ориентация студентов на переход от академических занятий к индивидуальным самостоятельным занятиям является одной из главных задач всего учебного процесса в условиях не физкультурного вуза.

Обязательные на 1–4 курсах практические занятия по физической культуре являются предпосылкой к физическому совершенствованию студентов. Критерием, который позволяет оценить качественную сторону образовательного процесса, является самостоятельная физкультурно–спортивная деятельность как проявление сознательной активности студентов. В условиях вуза физическое воспитание осуществляется путем дифференциации подготовки студентов в учебных отделениях, физкультурно–оздоровительных группах и группах спортивного совершенствования [3]. При этом объем недельной тренировочной нагрузки колеблется от 4 до 12 часов. Кафедра физической культуры и спорта приветствует и поощряет студентов, посещающих физкультурно–оздоровительные группы и группы спортивного совершенствования. Особой популярностью пользуются физкультурно–оздоровительные группы по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, силовой подготовке, настольному теннису.

Логическим продолжением учебно–тренировочного процесса являются соревнования, которые решают большой круг задач: оздоровительных, воспитательных и др. в этой связи кафедра физической культуры и спорта организует и проводит различные спортивные, спортивно–массовые и оздоровительные мероприятия: осенний и весенний кроссы, спортивные праздники, турниры по видам спорта, участие в городских эстафетах. Спортсмены не физкультурного вуза успешно защищают честь института, выступают не только в межвузовских спартакиадах, но и на всероссийском уровне.

Таким образом, стратегической задачей кафедры физической культуры и спорта является переход от простого контроля развития физических качеств и двигательных способностей студентов к процессу физического воспитания личности и подготовки к профессиональной деятельности, стремлению к тому, чтобы занятия физическими упражнениями стали для студентов осознанной необходимостью.

Вопросы физического воспитания и физической культуры, вписанные в контекст ценностного развития личности, должны стать основополагающими в системе образования.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Пархаева, О.В. Лечебная физическая культура как элемент физической культуры обучающихся [Электронный ресурс] / О.В. Пархаева., Ю.Е. Судакова // Научная Идея. – 2017. – 1(1). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/8-1/23-lechebnaya-fizicheskaya-kultura-kak-element-fizicheskoj-kultury-obuchayushchikhsya (дата обращения 01.08.2018).

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич. – Москва: Гардарики, 2000. – 448 с.

3. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1998. – №5. – С. 11 –12.

 

Выходные данные: Пархаева О.В., Судакова Ю.Е. Проблемы совершенствования физической культуры и физического воспитания студентов [Электронный ресурс] / О.В. Пархаева, Ю.Е. Судакова    // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/89-problemy-sovershenstvovaniya-fizicheskoj-kultury-i-fizicheskogo-vospitaniya-studentov (Дата обращения 07.12.2022)