Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 377.1

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Парамончева Н. П., Троицкая А. В.

Author(s): Paramoncheva N.P.,   Troitskaya  A.V.

Название: ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Title: ACTIVITY-COMPETENCY APPROACH TO DESIGNING TRAINING CLASSES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация: в статье описан опыт применения  деятельностно - компетентностный подход к проектированию учебного занятия в профессиональных образовательных организациях.

Abstract: the article describes the experience of the activity-competence approach to the design of training sessions in professional educational organizations.

Ключевые слова:  деятельностно-компетентностный подход,   проектирование учебного занятия.

Key words: activity-competence approach, design of training session.

 

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся именно люди, у которых имеются пробелы в знании Правил дорожного движения. Последнее время очень часто вносятся изменения в Правила, поэтому очень важно идти в ногу с изменениями.

Из данного противоречия вытекает следующая проблема: какие педагогические средства необходимо использовать, чтобы студенты более глубоко осознавали логику безопасных действий?  Идея проста: от знания Правил дорожного движения к безопасному поведению водителя на дороге.

При разработке образовательного процесса по формированию основ осознанного безопасного поведения на дороге важно учитывать дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему. Содержание и объем знаний подбирать с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей студентов. Эти знания способствуют накоплению навыков и умений безопасного поведения на дорогах.

Актуальность и значимость    проектирования учебного занятия заключается в том, что каждый этап учебного занятия спроектирован в соответствии с основными принципами деятельностно-компетентностного подхода:

• применение практикоориентированных технологий;

• применение активных форм и методов обучения;

• самостоятельности  в обучении,

что позволяет повысить эффективность образовательного процесса, стимулировать активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний обучающимися [1]. Обучающиеся должны не только знать учебный материал и уметь выполнять упражнения, но и применять полученные знания в практической деятельности.

Новизна методики заключается в том, что общие и профессиональные компетенции формируются посредствам инновационных технологий, использовании современных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся, что дает возможность системно подойти к реализации деятельностно-компетентностного подхода к проектированию учебного занятия в профессиональных образовательных организациях [2].

Дидактические цели элементов структуры учебного занятия направлены на формирование  у обучающихся общих и профессиональных компетенций, определённые  ФГОС СПО для осваиваемой профессии, а задачи, решаемые в процессе учебного занятия, позволяют диагностировать образовательные результаты [1].  

Планируемые результаты деятельности обучающихся (усвоение содержания темы  о правилах проезда различных типов перекрестков,  нахождения выхода из сложившейся ситуации на перекрестке, умение определять тип перекрестка) также ориентированы на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

Каждый элемент дидактической структуры учебного занятия содержит как теоретический, так и практический компонент. На каждом этапе учебного занятия обучающиеся не только приобретают теоретические знания, но и выполняют практические задания или упражнения для овладения умениями проезжать различные типы перекрестков чтобы  в последующем использовать эти умения в реальных профессиональных ситуациях.

Примером деятельностно-компетентностного подхода к проектированию учебного занятия можно взять   учебное занятие по теме «Общие правила проезда перекрестков»  в рамках освоения  междисциплинарного курса МДК 02.01. Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С»,  профессионального модуля ПМ 02.Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.03 «Автомеханик». Учебное занятие разработано для обучающихся третьего  курса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

На учебном занятии применяется проблемная технология, представляющая собой создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. При использовании проблемной технологии формируются умения, необходимые для практической профессиональной деятельности по решению производственных и жизненно важных задач, воспитание самостоятельности, развитие мышления, познавательных, коммуникативных способностей обучающихся.
Учебное занятие включает в себя три этапа.

Первый этап  представляет собой,  так называемое мобилизующее начало.  Он содержит тестовые задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания и умения, требующие для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный этап позволяет сконцентрировать внимание обучающихся к изучению темы.

Второй этап – основная часть учебного занятия, особенностью которого является учебно-познавательная деятельность. Использование активных методов обучения,  современных пакетов прикладных программ:  учебной программы – тренажера для подготовки к экзаменам в ГИБДД и учебной программы «Теоретический экзамен в ГИБДД» (сетевая версия), - способствует более глубокому освоению материала, пробуждает интерес к изучению дисциплины (обучающиеся решают ситуационные задачи по  проезду различных видов перекрестков, и выявляют нарушения проезда перекрестков, решают и комментируют тематические задачи по теме).  

Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Наглядность в обучении способствует тому, что у обучающихся, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Третий этап - подведение итогов учебной деятельности обучающимися. Этап рефлексии  способствует формированию умения анализировать деятельность обучающихся на занятии (анализируют  свою работу и  деятельность группы на занятии и делают выводы о результативности работы).

Занятие проводится в учебном кабинете, оснащенном современным мультимедийным комплексом с компьютером, интерактивной доской и  видеопроектором.

Таким образом, в результате применения деятельностно – компетентного  подхода на занятиях теоретического обучения у обучающихся повышается качество знаний, что в свою очередь приводит к росту их профессионального мастерства, а значит и к конкурентоспособности выпускников учебного заведения в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Нагимова, Н.И. Реализация современных подходов к обучению в соответствии с федеральными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования : методические рекомендации / Н.И. Нагимова. – Ульяновск : УИПКПРО, 2012. – 56 с.

2. Рахимов, А.М. Модульно-компетентностный подход  к формированию общих и  профессиональных компетенций  в учреждении среднего профессионального образования : теоретическая разработка / А.М. Рахимов, Е.А. Банникова. – Ульяновск : УИПКПРО, 2011. – 38 с.

 

Выходные данные: Парамончева Н. П., Троицкая А. В. Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия в профессиональных образовательных организациях [Электронный ресурс] / Н. П. Парамончева, А. В. Троицкая  // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/93-deyatelnostno-kompetentnostnyj-podkhod-k-proektirovaniyu-uchebnogo-zanyatiya-v-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiyakh  (Дата обращения 18.04.2024)