УДК: 377.1
ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика
ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки
Автор(ы): Парамончева Н. П., Троицкая А. В.
Author(s): Paramoncheva N.P., Troitskaya A.V.
Название: ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Title: ACTIVITY-COMPETENCY APPROACH TO DESIGNING TRAINING CLASSES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация: в статье описан опыт применения деятельностно - компетентностный подход к проектированию учебного занятия в профессиональных образовательных организациях.
Abstract: the article describes the experience of the activity-competence approach to the design of training sessions in professional educational organizations.
Ключевые слова: деятельностно-компетентностный подход, проектирование учебного занятия.
Key words: activity-competence approach, design of training session.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся именно люди, у которых имеются пробелы в знании Правил дорожного движения. Последнее время очень часто вносятся изменения в Правила, поэтому очень важно идти в ногу с изменениями.
Из данного противоречия вытекает следующая проблема: какие педагогические средства необходимо использовать, чтобы студенты более глубоко осознавали логику безопасных действий? Идея проста: от знания Правил дорожного движения к безопасному поведению водителя на дороге.
При разработке образовательного процесса по формированию основ осознанного безопасного поведения на дороге важно учитывать дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему. Содержание и объем знаний подбирать с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей студентов. Эти знания способствуют накоплению навыков и умений безопасного поведения на дорогах.
Актуальность и значимость проектирования учебного занятия заключается в том, что каждый этап учебного занятия спроектирован в соответствии с основными принципами деятельностно-компетентностного подхода:
• применение практикоориентированных технологий;
• применение активных форм и методов обучения;
• самостоятельности в обучении,
что позволяет повысить эффективность образовательного процесса, стимулировать активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний обучающимися [1]. Обучающиеся должны не только знать учебный материал и уметь выполнять упражнения, но и применять полученные знания в практической деятельности.
Новизна методики заключается в том, что общие и профессиональные компетенции формируются посредствам инновационных технологий, использовании современных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся, что дает возможность системно подойти к реализации деятельностно-компетентностного подхода к проектированию учебного занятия в профессиональных образовательных организациях [2].
Дидактические цели элементов структуры учебного занятия направлены на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, определённые ФГОС СПО для осваиваемой профессии, а задачи, решаемые в процессе учебного занятия, позволяют диагностировать образовательные результаты [1].
Планируемые результаты деятельности обучающихся (усвоение содержания темы о правилах проезда различных типов перекрестков, нахождения выхода из сложившейся ситуации на перекрестке, умение определять тип перекрестка) также ориентированы на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся и соответствуют требованиям ФГОС СПО.
Каждый элемент дидактической структуры учебного занятия содержит как теоретический, так и практический компонент. На каждом этапе учебного занятия обучающиеся не только приобретают теоретические знания, но и выполняют практические задания или упражнения для овладения умениями проезжать различные типы перекрестков чтобы в последующем использовать эти умения в реальных профессиональных ситуациях.
Примером деятельностно-компетентностного подхода к проектированию учебного занятия можно взять учебное занятие по теме «Общие правила проезда перекрестков» в рамках освоения междисциплинарного курса МДК 02.01. Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С», профессионального модуля ПМ 02.Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.03 «Автомеханик». Учебное занятие разработано для обучающихся третьего курса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
На учебном занятии применяется проблемная технология, представляющая собой создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. При использовании проблемной технологии формируются умения, необходимые для практической профессиональной деятельности по решению производственных и жизненно важных задач, воспитание самостоятельности, развитие мышления, познавательных, коммуникативных способностей обучающихся.
Учебное занятие включает в себя три этапа.
Первый этап представляет собой, так называемое мобилизующее начало. Он содержит тестовые задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания и умения, требующие для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный этап позволяет сконцентрировать внимание обучающихся к изучению темы.
Второй этап – основная часть учебного занятия, особенностью которого является учебно-познавательная деятельность. Использование активных методов обучения, современных пакетов прикладных программ: учебной программы – тренажера для подготовки к экзаменам в ГИБДД и учебной программы «Теоретический экзамен в ГИБДД» (сетевая версия), - способствует более глубокому освоению материала, пробуждает интерес к изучению дисциплины (обучающиеся решают ситуационные задачи по проезду различных видов перекрестков, и выявляют нарушения проезда перекрестков, решают и комментируют тематические задачи по теме).
Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Наглядность в обучении способствует тому, что у обучающихся, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Третий этап - подведение итогов учебной деятельности обучающимися. Этап рефлексии способствует формированию умения анализировать деятельность обучающихся на занятии (анализируют свою работу и деятельность группы на занятии и делают выводы о результативности работы).
Занятие проводится в учебном кабинете, оснащенном современным мультимедийным комплексом с компьютером, интерактивной доской и видеопроектором.
Таким образом, в результате применения деятельностно – компетентного подхода на занятиях теоретического обучения у обучающихся повышается качество знаний, что в свою очередь приводит к росту их профессионального мастерства, а значит и к конкурентоспособности выпускников учебного заведения в будущем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Нагимова, Н.И. Реализация современных подходов к обучению в соответствии с федеральными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования : методические рекомендации / Н.И. Нагимова. – Ульяновск : УИПКПРО, 2012. – 56 с.
2. Рахимов, А.М. Модульно-компетентностный подход к формированию общих и профессиональных компетенций в учреждении среднего профессионального образования : теоретическая разработка / А.М. Рахимов, Е.А. Банникова. – Ульяновск : УИПКПРО, 2011. – 38 с.
Выходные данные: Парамончева Н. П., Троицкая А. В. Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия в профессиональных образовательных организациях [Электронный ресурс] / Н. П. Парамончева, А. В. Троицкая // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/93-deyatelnostno-kompetentnostnyj-podkhod-k-proektirovaniyu-uchebnogo-zanyatiya-v-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiyakh (Дата обращения 18.04.2024)