Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 376

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Ладик Е.П.

Author(s): Ladik E. P.

Название: СПЕЦИФИКА РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ ПИСЬМЕННЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Title:  THE SPECIFICS OF THE WORK ON THE DEVELOPMENT OF WRITING SKILLS IN STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES WITH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SPECIAL EDUCATION

Аннотация: автором дается оценка развития предпосылок письма у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального образования. Рассматрива-ется педагогическая деятельность по развитию навыков чтения и письма у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Abstract: the Author assesses the development of the prerequisites of writing in first-graders with intellectual disabilities in the context of special education. Pedagogical activity on development of skills of reading and writing at first-graders with intellectual insufficiency with use of in-formation and communicative technologies is considered.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, письменная речь, школьники с интеллектуальной недостаточностью.

Keywords: information and communication technologies, written speech, students with in-tellectual disabilities.

 

Проектные технологии на сегодняшний день внедрены практически во все структуры общества и государства. Быстрое развитие информационных технологий за последние десятилетия является следствием заметного превосходства, быстроты и надежности при решении определенных задач в различных сферах жизнедеятельности. Значимым изменениям подвергается также система современного образования. Классические формы предоставления информации постепенно заменяются передовыми мультимедийными, объединяющими различные форматы текста, звука, графики и видео. Глобальные компьютерные сети Интернет предоставляют огромные возможности для самых разнообразных способов коммуникации.

По причине информатизации современного общества информационные технологии являются одним из основных средств обучения. Эти технологии открывают новые перспективы детям с особыми потребностями и предоставляют возможность получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования.

Совершенствованию практических умений по развитию письменных навыков способствует применение инновационных технологий, предоставляет право эффективнее реализовать самостоятельную деятельность, повышает заинтересованность к занятиям, активизирует активность учащихся.

Необходимость исследования проблемы развития предпосылок письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлена ее значимостью в социальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно-теоретическом и методическом планах.

Целью исследования являлось выявление особенностей сформированности предпосылок овладения письменной речью у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В процессе экспериментального изучения сформированности предпосылок овладения письменной речью у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью, были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать диагностический материал для исследования;

2. Изучить особенности сформированности предпосылок овладения письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

Экспериментальное изучение проводились на базе ГУО «Вспомогательной школы № 26 г. Витебска». В исследованиях участвовало 10 учеников младших классов с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

Каждому испытуемому предлагался для выполнения один и тот же набор заданий в сходных условиях (наедине с экспериментатором, в полной тишине), что позволило обеспечить объективность оценки результатов.

В соответствии с поставленными задачами и основываясь на рекомендациях В.В. Воронковой по изучению предпосылок формирования письменной речи [1] для проведения исследования были выбраны следующие методы:

1) Методика по изучению фонематического восприятия М.Ф. Фомичевой.

2) Методика по изучению звукопроизношения Г.В. Чиркиной.

3) Методика по изучению зрительного восприятия и пространственной ориентировки А.П. Вороновой.

4) Пробы по изучению уровня развития функций кистей и пальцев рук.

При интерпретации данных, полученных при проведении экспериментального исследования состояния сформированности предпосылок письменной речи у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью, были получены следующие результаты.

Анализ состояния звукопроизношения показал, что только у 10 % испытуемых не наблюдается нарушений произношения. Например, Екатерина З. произнесла верно все слова и предложения. У 27 % детей наблюдается нарушение произношения двух звуков. У 27 % первоклассников отмечаются нарушения в произношении трех звуков. Например, у Вячеслава К. отмечается нарушение произношения шипящих звуков [ш], [ж] и свистящего звука [з]. Произнёс: Змея сипит, а зук зуззит; стрекоса.

Существенные нарушения звукопроизношения наблюдаются у 36 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (нарушено звукопроизношение четырех и более звуков). Так, учащийся 1 «А» класса Даниил Х. неправильно произносит следующие звуки: [ш], [ч], [у], [ж]. Произнес: коска; в саще щебечут птицы; Жик жизжит;

Процентные показатели качества произносительной стороны речи первоклассников с интеллектуальной недостаточностью представлены на рисунке 1.


9

Рисунок 1 - Процентные показатели качества произносительной стороны речи первоклассников с интеллектуальной недостаточностью.

Анализ результатов изучения фонетического восприятия показал наличие специфических особенностей фонематического слуха младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Проведенный количественно – качественный анализ результатов изучения фонематического восприятия первоклассников с интеллектуальной недостаточностью позволил выделить следующие уровни развития фонематического восприятия по степени сформированности:

1. Высокий – уровень развития фонематического восприятия соответствует нормативным показателям, фонематический слух как предпосылка формирования письменной речи сформирован (0 % испытуемых);

2. Средний - уровень развития фонематического восприятия не соответствует нормативным показателям, наблюдаются затруднения в дифференциации некоторых звуков (20 % испытуемых);

3. Низкий - уровень развития фонематического восприятия существенным образом не соответствует нормативным показателям, наблюдается грубое недоразвитие дифференциации различных групп звуков (80 % испытуемых);

Процентные показатели уровней развития фонематического восприятия первоклассников с интеллектуальной недостаточностью представлены на рисунке 2.

10

Рисунок 2 - Процентные показатели уровней развития фонематического восприятия первоклассников с интеллектуальной недостаточностью.

Анализ состояния зрительно - пространственной ориентировки у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью показал наличие существенных особенностей в данном компоненте познавательной сферы.

Анализ рисунков испытуемых (изображение фигуры по образцу и на уровне представлений) был проведен по следующим критериям:

1. Наличие всех структурных компонентов. При выполнении рисования по образцу у 80 % детей с интеллектуальной недостаточностью в рисунке представлены все структурные компоненты изображаемой фигуры. У 20 % испытуемых при рисовании фигуры по образцу отсутствует один структурный компонент: линия, которая соединяет треугольник с прямоугольником. При выполнении рисования на уровне представления у 100 % первоклассников с интеллектуальной недостаточностью отсутствуют все структурные компоненты предъявленной фигуры.

2. Соответствие структурных компонентов образцу: У 70 % испытуемых структурные компоненты соответствует образцу (при рисовании по образцу). У 30 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рисунок не соответствовал образцу. Например, у Александры Ш. в рисунке отсутствовал один структурный компонент. При выполнении рисунка на уровне представлений у 100 % первоклассников с интеллектуальной недостаточностью структурные компоненты рисунка не соответствовали образцу.

3. Характер линий при рисовании рисунка. Анализ рисунков, выполненных по образцу и на уровне представлений, показал, что только у 10 % детей с интеллектуальной недостаточностью рисунки выполнены прямыми линиями, у 20 % испытуемых линии на рисунках сплошные; у 20 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью линии на рисунках прямые и изогнутые; у 20 % детей преобладают прямые и кривые линии; у 20 % детей большинство ломаных линий на рисунках; у 10% детей линии на рисунках прямые и ломаные.

4. Размер, расположение на листе: Размер рисунков, выполненных и по образцу и по представлению, у 100 % испытуемых не соответствует предъявляемым эталонам. Дети не учитывали размер рисунка при рисовании.

5. Расположение рисунков на листе бумаги: при рисовании фигур по образцу только 40 % детей расположили свой рисунок в середине листа, у 20 % испытуемых рисунок был расположен в левом нижнем углу листа. 20% младших школьников с интеллектуальной недостаточностью выполнили рисунок в правом нижнем углу листа. 10% испытуемых расположили свой рисунок в левом верхнем углу листа. 10 % детей заполнили рисунком весь лист бумаги. При рисовании рисунка на уровне представлений 40 % детей расположили рисунок в середине листа. 20 % испытуемых расположили рисунок в левом верхнем углу листа. 20 % - в правом нижнем углу листа. 10 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарисовали фигуру в верхней части листа. 10 % детей заполнили рисунком весь лист бумаги.

6. Наличие привнесений: при выполнении рисунка по образцу у 30 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью было отмечено наличие на рисунках привнесений в виде линий. У 20 % испытуемых появилось изображение круга, отсутствовавшее на образце. У 10 % детей появился новый элемент - прямоугольник. Только у 40 % первоклассников с интеллектуальной недостаточностью привнесений на рисунке не было выявлено. Еще большие трудности вызвало у испытуемых качество передачи рисунка на уровне представлений. У 100 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью было отмечено наличие привнесений: у 20 % первоклассников - привнесения в виде прямоугольников; 20 % детей изобразили треугольник. У 40 % испытуемых есть привнесения в виде кругов, полукругов, полуовалов. У 20 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью привнесения - квадраты.

Таким образом, первоклассники с интеллектуальной недостаточностью более качественно могут выполнить рисунок по образцу, чем на уровне представлений, что необходимо учитывать и при реализации индивидуального подхода в добукварный период обучения грамоте.

Сравнительные процентные показатели выполнения рисунка младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью по образцу и на уровне представлений представлены на рисунке 3.

 

11

Рисунок 3 - Сравнительные процентные показатели выполнения рисунка младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью по образцу и на уровне представлений.

Интерпретация данных состояния моторики кисти и пальцев показала, что у 70 % детей отмечается моторная недостаточность, у 30% испытуемых моторная ограниченность.

Исходя из данных констатирующего эксперимента и анализа литературных данных разработан электронно-методический комплекс, включающий цикл мультимедийных презентаций, варианты компьютерных игр. Данный комплекс направлен на коррекцию предпосылок письма в период обучения грамоте младших школьников как в добукварный период, так и в букварный (при недостаточном развитии данных умений). Информационные технологии позволят индивидуализировать обучение данной категории школьников, что увеличит темп освоения учебного материала по русскому языку, повысит мотивацию к учебной деятельности. Часть комплекса может быть предложена учащимся с интеллектуальной недостаточностью в качестве домашнего задания.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя / В.В. Воронкова. — М. : Просвещение, 2004. – 102 с.

 

Выходные данные: Ладик Е.П. Специфика работы  по развитию письменных навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с применением информационно-коммуникативных технологий в специальном образовании [Электронный ресурс] / Е.П. Ладик  // Научная Идея. – 2018. – № 3(6). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/13-3-6/104-spetsifika-raboty-po-razvitiyu-pismennykh-navykov-u-uchashchikhsya-s-intellektualnoj-nedostatochnostyu-s-primeneniem-informatsionno-kommunikativnykh-tekhnologij-v-spetsialnom-obrazovanii   (Дата обращения 29.03.2024.)