Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 378.172

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Антоненко М. Н., Соловьева Р.О.

Author(s): Antonenko M. N., Soloveva R. O.

Название: ПРОПАГАНДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ

Title:  THE PROMOTION OF PHYSICAL CULTURE AS THE BASIS OF A HEALTHY LIFE STYLE

Аннотация: статья посвящена проблеме пропаганды физической культуры, которая способна формировать здоровый стиль жизни. Проведено личное исследование методом ан-кетирования, целью которого являлось определение отношения молодежи к физической культуре, а также ограничивающих факторов его формирования.

Abstract: the article is devoted to the problem of promotion of physical culture, which is able to form a healthy lifestyle. The personal research by a method of questioning which purpose was definition of the relation of youth to physical culture, and also limiting factors of its formation is carried out.

Ключевые слова: здоровый стиль жизни, физическая культура, пропаганда, молодежь.

Keywords: healthy lifestyle, physical education, propaganda, youth.

 

Формирование культуры здорового образа жизни населения, и особенно молодежи, имеет огромное значение для современного российского общества, а физическая культура – одна из ключевых составляющих на пути к здоровому образу жизни, способствующих решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

В процессе многолетних исследований влияния физической культуры на общество, был выявлен факт, что занятия спортом оказывают огромное воздействие на физическое и духовное состояние личности. Установлено влияние физической культуры на взаимоотношения людей, уровень коммуникабельности, способность самоопределения и реализации своего потенциала. Физическая культура является инструментом формирования культуры человечества. Место физической культуры среди человеческих ценностей заметно возрастает, так как спортивные занятия ‒ это универсальный инструмент саморазвития, творческого самовыражения и самореализации. Физическая культура является отражением той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие. В российском обществе последних десятилетий произошли существенные изменения, что сказалось на преобразовании ценностных ориентаций и отношения к физической культуре и спорту.

В соответствие с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», приоритетными направлениями в рамках реализации демографической политики выделяется сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. В рамках данного направления основными задачами государства и общества являются информирование о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания, а также создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

В рамках исследования вопроса пропаганды физической культуры, было проведено небольшое анкетирование среди студенческой молодежи СибГАУ им. академика М.Ф. Решетнева, в котором приняли участие 53 человека.

Цель исследования состояла в определении отношения молодежи к физической культуре, а также ограничивающих факторов его формирования.
Опрашиваемые мужчины (65,2%) и женщины (45,1%) систематически занимаются физической культурой. Остальная часть студентов, занимались физической культурой время от времени (мужчин 22,6%, женщин 34,6%). Так же вообще не занимаются физической культурой 9,6% мужчин и 17% женщин. А затрудняются ответить 2,6% мужчин и 3,3% женщин (рисунок 1).

1 

Рисунок 1 – Распределение респондентов по полу на вопрос «Я занимаюсь физической культурой:...?», %

Абсолютное большинство студентов (мужчин 92,2%, женщин 98%) согласны с тем, что занятием физической культурой способствует достижению успехов в других сферах человеческой деятельности (учеба, работа и т.д.) (рисунок 2).

2

Рисунок 2 – Распределение респондентов по полу на вопрос «Как Вы считаете, занятия физической способствует достижению успехов в других сферах человеческой деятельности?», %.

Среди опрошенных студентов (мужчин 55,3%, женщин 45,1%) может себе позволить посещать спортивные секции, залы, бассейны и т.д. Другая часть опрашиваемых мужчин (7%) и женщин (2%) могут себе позволить, но им это не интересно. Не могут себе позволить посещение спортивные секции, залы, бассейны и т.д., но при этом имеют желание из-за материального недостатка 32,5% мужчин и 44,4% женщин. Не могут посещать спортивные секции, залы, бассейны и т.д., из-за нехватки времени и желания только малая часть мужчин (5,2%) и женщин (8,5%) (рисунок 3).

3

Рисунок 3 –. Распределение респондентов по полу на вопрос «Позволяет ли Вам, ваш материальный достаток посещать различные спортивные секции, залы, бассейны и т.д.?», %.

На вопрос на сколько развита в учебном заведении спортивная инфра-структура, 56% респондентов ответили, что «достаточно развита», 37% высказались о том, что «остается желать лучшего», не интересовались этим вопросом 7%. При этом не получено ни одного ответа, что в ВУЗе «есть все для поддержки ЗОЖ» (рисунок 4).


4

Рисунок 4 – Общее распределение ответов на вопрос: «На сколько развита спортивная инфраструктура в Вашем ВУЗе»?

Большинство респондентов считают, что техническое состояние спортивных объектов в ВУЗе является отличным – 5%, хорошим – 17%. Респонденты, которые считают, что требует ремонта – 44% и реконструкции – 34%.


 5

Рисунок 5. Общее распределение ответов на вопрос: «Оцените техническое состояние спортивных объектов вашего ВУЗа»

Также были заданы два вопроса о пропаганде физической культуры и спорта. Так, на вопрос о том, ведется ли в учебном заведении пропаганда физической культуры большинство респондентов - 67% ответили, что проводится иногда, тогда как 33% отрицают проведение пропаганды. Утвердительный ответ «да» не выбрал ни один из студентов (рисунок 6).

6

Рисунок 6. Общее распределение ответов на вопрос: «Ведется ли пропаганда физической культуры и спорта в Вашем ВУЗе»?

На вопрос позволит ли проведение пропаганды привлечь большее количество студентов к занятиям физической культурой и спортом 81% высказались положительно, остальные 19% считают, что пропаганда не поможет.

Проведенное анкетирование позволило сделать ряд выводов.

Большинство студентов стремятся вести здоровый образ жизни, но различные обстоятельства и причины мешают этому. Одной из причин является недостаток денежных средств. Многие не могут себе позволить посещение спортивные секции, залы, бассейны, но при этом имеют желание заниматься физкультурой.

Несмотря на то, что в учебном заведении достаточно развита спортивная инфраструктура, техническое состояние объектов в большинстве требуют не только ремонта, но и реконструкции.

Негативным моментом является недостаточная пропаганда физической культуры, либо вовсе ее отсутствие, тогда как большинство высказывается за то, что она необходима в их учебном заведении и позволит привлечь больше студентов к занятиям физической культурой.

Для устранения данных недостатков, необходимо обращать внимание на состояние и технической оснащение спортивных объектов с целью их текущего ремонта и модернизации, формировать доступную спортивную среду, которая не зависит от материального благополучия студентов, систематически проводить пропаганду физической культуры среди молодежи и преподавателей с привлечением СМИ – газета, тематические стенды, акции и т.д.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зотин, В.В. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи / В.В. Зотин, А.И. Дьяченко // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения : сб.тр.науч.практ.конф.". –Томск, 2016. – С.41-44.

2. Зотин, В.В. Физическая культура и здоровьесберегающая деятельность студентов в вузе / В.В. Зотин, М.Н. Антоненко, О.А. Озорнина // Педагогика и психология: перспективы развития : сб. тр. Международной науч. практ. конф. . – Чебоксары, 2017. – С.119-121.

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 01.12.2018).

4. Иванова Т. Н. Физическая культура и спорт в жизни современного человека как феномен повседневности / Т.Н. Иванова // Концепт. – 2018. – Т. 38. – С. 8–13.

5. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Ю. П. Кобяков. –. Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 252 с.

 

Выходные данные: Антоненко М. Н., Соловьева Р.О. Пропаганда физической культуры как основа здорового стиля жизни [Электронный ресурс] / М. Н. Антоненко,  Р.О. Соловьева // Научная Идея. – 2018. – № 3(6). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/13-3-6/105-propaganda-fizicheskoj-kultury-kak-osnova-zdorovogo-stilya-zhizni   (Дата обращения 09.08.2020.)