Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 378.172

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Антоненко М. Н., Соловьева Р.О.

Author(s): Antonenko M. N., Soloveva R. O.

Название: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ

Title: THE FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE FOR STUDENTS

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи. Данная проблема становится все более актуальной как для государства, так и для учебных заведений. Важным моментом является формирование культуры ответственного отношения студентов к своему здоровью и увеличение доли молодых людей, ведущих здоровый образ жизни.

Abstract: the article is devoted to the formation of a healthy lifestyle among students. This problem is becoming increasingly important both for the state and for educational institutions. An important point is the formation of a culture of responsible attitude of students to their health and increase the proportion of young people leading a healthy lifestyle.

Ключевые слова: студенческая молодежь, здоровье, здоровый образ жизни, состояние здоровья, формирование здорового образа жизни в учебном заведении.

Keywords: students, health, healthy lifestyle, state of health, formation healthy lifestyle in the school.

 

Существуют разные точки зрения здорового образа жизни. С одной стороны, здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Это комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования - начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха. [4] С другой стороны, здоровый образ жизни рассматривается как концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. [2]

Здоровый образ жизни изучается в социологической науке, при помощи таких дисциплин, как: социологии здоровья и медицины, социология повседневности, социология спорта, социология тела и т.д. Основные категории здорового образа жизни рассматриваются в трудах многих известных отечественных социологов, например таких, как: П.А. Сорокина, И.В. Бестужева-Лада, В.А. Ядова, Ю.П. Лисицина, Ю.И. Савенко, В.И. Толстых, Р.В. Рыбкиной, О.И. Генисаретского и других. [2]

Особую значимость на современном этапе имеет проблема здоровья и ведение здорового образа жизни студенческой молодежи. Значимость формирования здорового образа жизни студентов объясняется тем, что от физического и психического здоровья студентов зависит социальное благополучие и работоспособность будущих специалистов, которые призваны внести свой вклад в развитие своей страны.

Обучение в учебном заведении является сложным и длительным процессом, который характеризуется определенными особенностями и предъявляет требования к устойчивому и гибкому психологическому состоянию, физиологическим функциям, особенно это важно в первый год поступления в учебное заведение. В процессе обучения меняется восприятие и изменяются жизненные стереотипы молодежи. Поэтому от того, насколько комфортная среда в учебном заведении и в его пределах, зависит физическое и нравственное здоровье молодых людей. [1]

Владение основами здорового образа жизни является главной ценностью молодого поколения и требует не только изучения, но и усвоения определенного объема знаний и навыков, полученных входе социализации в учебном заведении. Определенные знания в сфере здорового образа жизни предполагают определенный жизненный настрой, мотивацию и готовность к его физическому и психическому здоровью. Проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием студентов, которые в дальнейшем пагубно влияют на их состояние здоровья крайне мало изучены.

В наше время учеба в университете зачастую не благотворно влияет на здоровье студенческой молодежи. Во-первых, это ряд усугубляющих факторов такие, как учебные факторы, связанные с изменением образа жизни в первый год обучения. Так же, к университетским факторам риска принято относить огромные учебные нагрузки в учебном процессе, отсутствие в университете упорядоченной работы по мотивации, пропаганде и формированию ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Влияние всех этих факторов отрицательно сказывается на здоровье и физическом состоянии студентов. Более того, происходит снижение адаптационных возможностей организма, что зачастую приводит к развитию хронических заболеваний. Из большого числа факторов риска, приводящих к хроническим заболеваниям, особенно у студентов, выделяют такие, как вредные привычки (курение и употребление спиртных напитков), а также недостаточную и малую информированность студентов о здоровом образе жизни. Среди критериев адаптации студентов к условиям обучения при этом, не причиняя вреда их здоровью, выделяют показатели здоровья, физического развития, умственной работоспособности, успеваемости в зависимости от различных двигательных режимов. [5]

Формированию здорового образа жизни населения, в том числе молодежи, уделяет большое внимание Министерство здравоохранения РФ. С этой целью реализуется комплекс законодательных инициатив и коммуникационных проектов, направленных на формирование ответственного отношения граждан к своему здоровью.

Министерство здравоохранения РФ разработан проект «Стратегии по формированию здорового образа жизни населения, профилактике и контролю неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».

В целях популяризации здорового образа жизни среди населения за 2017 год Минздравом России в средствах массовой информации инициировано более 342 тыс. публикаций на данную тему. Также министерством разработан и внесен в Правительство РФ проект «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2025 годы и дальнейшую перспективу».

Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения, посвященному мониторингу потребления табака и опубликованному 19 июля 2017 г., снизилась распространенность потребления табака (курения сигарет) среди взрослого населения, включая молодежь от 18 до 29 лет в России с 39,4 % в 2009 г. до 29 % (с 60,7 % до 45 % – среди мужчин и с 21,7% до 15% – среди женщин) в 2017 году.

Ежегодно в России проводится оценка состояния своего здоровья лицами разного возраста. Социальная группа студенческой молодежи преимущественно включает население в возрасте 15-19 лет и 20-24 лет. В соответствие с статистическими данными Федеральной службы государственности статистики РФ, проведен анализ состояния здоровья студенческой молодежи России [3].

 

 12

Рисунок 1. Анализ состояния здоровья студенческой молодежи России
(составлено на основе информации Федеральной службы государственной статистики РФ за 2017 год)

Данные рисунка 1 получены в результате оценки состояния своего здоровья молодыми людьми в категориях 15-19 лет и 20-24 лет, исходя из чего молодые люди в возрасте 15-19 лет оценили свое здоровье как «очень хорошее» 15,5% от общего числа опрошенных этой категории. В то время как молодые люди в возрасте 20-24 лет оценили свое здоровье как «очень хорошее» уже только 13,7%. Большинство молодых людей подтвердили состояние своего здоровья как «хорошее» - 66,8%. При этом, считающие свое здоровье «удовлетворительным», составило 16,4% в категории 15-19 лет и 18,1% в категории 20-24 лет. Молодые люди, оценившие свое здоровье как «плохое», составили 1,3% в той и другой возрастной категории.

Данный анализ говорит о том, что состояние здоровья молодых людей находится преимущественно на «хорошем» уровне, однако требует профилактических мер по его улучшению, включая формирование культуры здорового образа жизни.

В этой связи, рекомендациями по формированию здорового образа жизни в студенческой среде могут выступать:

– полноценная организация графика учебного процесса;

 четкое и стабильное расписание занятий;

 организация различных мероприятий для пропаганды физической культуры и здорового образа жизни среди студентов в выходные и свободные от учебных занятий дни;

 организация здорового, сбалансированного и рационального питания;

 оптимизация двигательного процесса во время обучения студентов;

 установление занятий физической культурой во время всего процесса обучения в университете;

 оптимизация работы службы психологов и социальных работников, а также медицинской помощи студентам, включая отказ от пагубных привычек.

Все это будет мотивировать студентов вести здоровый образ жизни и после окончания университета, что позволит снизить уровень распространенности вредных привычек и хронических заболеваний.

Таким образом, формирование здорового образа жизни молодежи должно являться не только одной из приоритетных задач Министерства здравоохранения РФ, но и учебного заведения, что, совместными усилиями, позволит сформировать культуру ответственного отношения студентов к своему здоровью, увеличить долю молодых людей, ведущих здоровый образ жизни, организовать систематические занятия физической культурой и спортом, снизить распространенность потребления табака, алкогольной продукции, популяризировать культуру здорового питания.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В.С. Бабина // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 572 - 575.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский. – М. : Кнорус, 2016. – 240 с.

3. Здравоохранение в России 2017 : Статистический сборник. – М. : Рос-стат, 2017. – 170 с.

4. Зотин, В. В. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи / В.В. Зотин, А.И Дьяченко // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения : сб. тр. – Томск, 2016. – С.41-44.

5. Зотин, В.В. Физическая культура и здоровьесберегающая деятельность студентов в вузе / В.В. Зотин, М.Н. Антоненко, О.А. Озорнина // Педагогика и психология: перспективы развития : сб. тр. Международной науч. практ. конф. – Чебоксары, 2017. – С.119-121.

6. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Ю. П. Кобяков. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 252 с.

7. Молодцова, К. В. Мотивация здорового образа жизни у современной молодёжи / К. В. Молодцова // Концепт. – 2017. – Т. 39. – С. 3871-3875.

 

Выходные данные: Антоненко М. Н., Соловьева Р.О. Формирование здорового образа жизни у студентов [Электронный ресурс] / М.Н. Антоненко, Р.О. Соловьева  // Научная Идея. – 2018. – № 3(6). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/13-3-6/106-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-studentov    (Дата обращения 28.03.2024.)