Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 378.172

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Чепикова Э.С., Зотин В.В.

Author(s): Chepikova E.S., Zotin V.V.

Название: ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У СТУДЕНТОВ С ВРОЖДЁННЫМ ПОРОКОМ СЕРДЦА

Title:  THERAPEUTIC PHYSICAL EDUCATION IN STUDENTS WITH CONGENITAL HEART DISEASE

Аннотация: В статье представлена специальная программа адаптивной физкультуры для студентов с врождённым пороком сердца. Поставлены основные цели и задачи, резуль-таты исследования и сделаны выводы по данной программе.

Abstract: The article presents a special program of adaptive physical education for students with congenital heart disease. The main goals and objectives, the results of the study and the con-clusions of this program.

Ключевые слова: исследование, эксперимент, программа, результаты, сердце, порок.

Keywords: research, experiment, program, results, heart, defect.

 

Постановка проблемы: На сегодняшний день заболевание сердечно-сосудистой системы является актуальной проблемой. Врождённый порок сердца – это одна из причин инвалидности в разных странах мира. Из года в год число и проблематичность этой болезни всё растет [5, с 162].

Врождённый порок сердца – нарушения в строении сердца или крупных сосудах, проявляющиеся с рождения. Данное заболевание многократно встречается. Главная причина врождённого порока сердца связана с двумя факторами: генетикой или плохой экологией. Чаще всего наблюдается взаимосвязь этих двух факторов сразу. Заболевание сердца связано с тем, что наблюдается неисправность его основных функций (сократимость, возбудимость, автоматизм) [6, с 637].

У людей, которых обнаружено заболевание сердечно-сосудистой системы, характерны психические и эмоциональные переживания из-за того, что у них наблюдаются отставания, как в развитии, так и в учебе. В дальнейшем ситуация может значительно ухудшиться. Может появиться либо излишний вес, либо наоборот недостаточная масса тела. Также может наблюдаться пониженный иммунитет. Из-за этого можно столкнуться с различными инфекционными заболеваниями.

Для поддержания здоровья у людей с врождённым пороком сердца необходимо ввести в их программу лечебную физическую культуру. Именно она является базой, основой личности, самореализации и саморазвития для людей с данной болезнью [3, с 257].

Цель исследования. Исследование состояния и самореализация студентов с врождённым пороком сердца, улучшение качества их жизни, разработка специальной программы лечебной физической культуры.

Из поставленной нами цели можно выделить задачи:

1. Проведение мер, которые направлены на улучшенное самочувствие.

2. Формирование спортивной культуры.

3. Достижение положительного результата в адаптивной физкультуре.

Исследования проводились в Сибирском Государственном Университете науки и технологий имени академика Михаила Фёдоровича Решетнёва в городе Красноярск. Для экспериментального подтверждения специальной программы были отобраны студенты третьего курса факультета экономики и управления бизнес-процессами. Всего в экспериментальной программе было задействовано 5 человек.

Данная программа лечебной физической культуры имеет свои временные рамки и будет продолжаться в течение одного года. Студенты будут соблюдать специальную диету, выполнять упражнения, которые подготовили для них преподаватели 2 раза в неделю, а также все упражнения будут переплетаться со спортивными играми (волейбол, теннис). Но продолжительность и уровень нагрузки находится также под чётким вниманием. Дома также рекомендуется проводить утреннюю зарядку [2, с 152].

При выполнении упражнений с этим заболеванием нужно помнить о главных условиях:

1. Нарастание нагрузки должно происходить постепенно.

2. Постоянно следить за самочувствием студентов и записывать всё в специальный блокнот здоровья.

Утро должно начинаться с гимнастики. Потому что именно она помогает стремительно пробудиться организму после сна. Также благодаря утренней гимнастики наблюдается повышение работоспособности, а также деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, что не маловажно для людей с врождённым пороком сердца. Предлагались такие занятия как:

1. Поднимать руки в стороны вверх при вдохе, вниз при выдохе.

2. Отводить ногу в сторону 5-6раз.

3. Руки сжать в кулаки к плечам и опустить вниз 5-6 раз.

4. Наклон корпуса вперед при вдохе, выпрямление – при выдохе.

5. Сгибание и разгибание рук.

6. Выполнение круговых движений туловищем.

7. Выполнение ходьбы на носочках при спокойном дыхании.

8. Выполнение ходьбы с поднятием колена.

Также при врождённом пороке сердца важно придерживаться лечебного питания, так оно играет важную роль. При этом заболевании вводится специальная диета – кардиотрофическая. Нужно избавиться от употребления продуктов, которые вызывают вздутие кишечника:

 горох;

 фасоль;

 бобы;

 газированные напитки;

 капуста.

А также отказаться от продуктов, которые возбуждают сердечно-сосудистую и центральную нервную системы:

 кофе;

 крепкий чай;

 шоколад;

 колбаса/соски.

Меню кардиотрофической диеты состоит из:

 молочные продукты;

 отварное нежирное мясо;

 картофель (отварить или запечь)

 крупы (гречневая, овсяная) [1, с 74].

Программа лечебной физической культуры с преподавателями начина-лась с дыхательной гимнастики, потому что правильное дыхание – это залог того, что все системы организма будут работать нормально. Оказывается, 75% населения не умеют правильно дышать. Некоторые делают неполный вдох, а некоторые неполный выдох. Всё это приводит к увеличенному скоплению углекислого газа в крови. При врождённых пороках сердца это важно и нужно учитывать [4, 96]. Если выполнять регулярные дыхательные упражнения, то можно добиться немалых успехов, а именно:

 работа нервной системы приходит в норму;

 устранение стресса;

 органы максимально будут оснащены кислородом;

 будет улучшена работа сердца и сосудов;

 будет усилено кровообращение мозга.

Далее для студентов был представлен комплекс упражнений. Самым главным упражнением из всего является дозированная ходьба. Потому что благодаря именно ходьбе сердце будет нормально функционировать. После приступали к следующим видам упражнений:

1. Стоять прямо, руки положить на грудь, локти развести в стороны и при этом одновременно приподняться на носки, сделать глубокий вдох и не-много отвести голову назад.

2. Наклон корпуса с прямой спиной.

3. Стоять, пятки вместе, приподняться на носки и сделать приседание при этом, чтобы спина была прямая.

4. Поднять ноги, согнуть в коленном суставе, чтобы был прямой угол.

5. Поднятие прямых ног.

6. Наклоны корпуса боком.

7. Качание ноги вперёд и назад.

При выполнении этих упражнений облегчится работа аппарата кровообращения, к концу занятий у тех, кто часто занимается, заметнее меньше повышается пульс. Также изменения отмечаются и в сердечно-сосудистой системе:

1. Наблюдается усиление сокращения мышцы сердца.

2. Увеличивается количество питательных веществ и кислорода.

3. Наблюдается увеличение артериального давления крови.

4. Наблюдается увеличение по сосудам скорости крови.

5. Увеличивается диаметр сосудов работающих органов и мышц, которые обеспечивают мышечную работу.

6. Наблюдается увеличение мышцы сердца.

7. Происходит уменьшение артериального давления, когда человек находится в покое.

8. Происходит уменьшение частоты сердечных сокращений, когда человек находится в покое.

9. Происходит улучшение функции кровеносных сосудов.

Результаты исследования и их обсуждение.

Данная программа лечебной физической культуры у студентов с врож-дённым пороком сердца дала полезные результаты, а именно:

1. Упражнения укрепили иммунитет.

2. Значительно улучшили физическое состояние.

3. Эти упражнения позволили студентам отвлечься от своих болезней.

4. Свободная активность позволила испытать радость от выполняемых упражнений.

Выводы: Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что данная программа имеет большое значение для лечения и поддержания здоровья такого заболевания как врождённый порок сердца и годится в образовательную программу вуза.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белорусова, В.В. Физическое образование / В.В. Белорусова. – М. : Логос, 2003. – 128 с.

2. Зотин, В.В. Лечебная и адаптивная физическая культура / В.В. Зотин, А.Н. Иванова // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения : сб. тр. всеросс. науч. практ. конф. . – Томск, 2016. – С.151–154.

3. Краснова, М. Здоровое сердце / М. Краснова. – СПб : Веды, 2011. – 257 с.

4. Ращупкин, Г.В. Физическая культура и спорт / Г.В. Ращупкин. – Спб. : Нева, 2005. – 163 с.

5. Симонова, Л.В. Врожденные пороки сердца у детей / Л.В. Симонова // Лекции по педиатрии, 2004. – Т.4. – С. 126-167.

6. Справочник врача. Вып. 2. Внутренние болезни / Под ред. Г. П. Матвейкова. – Минск : Изд-во Беларусь, 2004. – 637с.

 

Выходные данные: Чепикова Э.С., Зотин В.В. Лечебная физическая культура у студентов с врождённым пороком сердца [Электронный ресурс] / Э.С. Чепикова,  В.В. Зотин // Научная Идея. – 2018. – № 3(6). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/13-3-6/109-lechebnaya-fizicheskaya-kultura-u-studentov-s-vrozhdjonnym-porokom-serdtsa    (Дата обращения 09.08.2020.)