Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 376

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Елизарова И.А., Стенякова Н.Е.

Author(s): Elizarova I.A., Stenyakova N.E.

Название: МИКРОКЛИМАТ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Title:  MICROCLIMATE IN THE FAMILY AS A MAJOR FACTOR OF THE EMERGENCE OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN PRE-SCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE

Аннотация: рассмотрены влияние домашней атмосфера и различных ситуаций, складывающихся в семье, на здоровье ребенка и особенности психосоматических заболеваний, их виды и условия возникновения. Сравниваются особенности проживания негативных эмоций у детей и взрослых, определяются причины психосоматических заболеваний у детей. Приводятся примеры семейных конфликтов, демонстрирующие условия появления отклонений.

Abstract: the influence of the domestic atmosphere and the various situations that develop in the family on the health of the child and the characteristics of psychosomatic diseases, their types and conditions of occurrence are considered. The features of the residence of negative emotions in children and adults are compared, the causes of psychosomatic diseases in children are determined. Examples of family conflicts that demonstrate the conditions for the appearance of deviations are given.

Ключевые слова: семейное воспитание, психосоматические расстройства, дошкольный возраст, младший школьный возраст, семья, микроклимат  семье.

Keywords: family education, psychosomatic disorders, preschool age, primary school age, family, family microclimate.

 

За последние несколько лет произошел заметный скачок в изучении взаимосвязи психологического здоровья и физического состояния человека. Все больше и больше появляется исследований и методов расшифровки того или иного заболевания через призму личностных особенностей, психотравмирующих событий и других негативных влияний. Этим призвана заниматься психосоматика. Ее основной постулат гласит, что корнем психосоматического заболевания является та или иная реакция на эмоциональное переживание, приводящая к функциональным изменениям и патологическим нарушениям в органах.

Безусловно, повышенный интерес профессиональных специалистов и самих людей к психосоматике, а также углубленное изучение этой науки приносят свои положительные плоды. Однако очень важный вопрос по-прежнему остается без должного внимания. Почему же болеют дети?

Согласно данным Министерства здравоохранения РФ около 35% детей в России рождаются с различными осложнениями и заболевают в первый год жизни. За последние пять лет заболеваемость детского населения увеличилась на 6%. По итогам 2017 года количество больных детей составляет 56 489 300 человек. Кроме того, по состоянию на 01.01.2018 г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000, это около 8% от численности населения страны. Из них почти миллион - это граждане, получившие свою инвалидность с детства, их численность составляет 9,21% от общего количества инвалидов России [2].

Если брать во внимание детей, впервые признанными инвалидами по причинам болезни нервной системы, а также детей с психическими расстрой-ствами и расстройствами поведения, то картина выглядит совсем не радужно.

Многие могут заявить, что диагнозы имеют прямую зависимость от наследственного фактора, потребления современных продуктов питания, качества медицины, неблагоприятной экологической и социально-экономической обстановки. Нередко от самих родителей можно услышать, что «все дети болеют» или «вот вырастет, и всё пройдет». Конечно, дети болеют часто, но характер заболевания, его степень и частота обусловлены множеством разных факторов. Необходимо подходить к этому вопросу с другой точки зрения и обращать внимание на психосоматическую природу детской заболеваемости.

Психосоматозы и другие проявления психосоматики у детей имеют ту же природу, что и у взрослых. Отличие состоит лишь в том, что дети не всегда в состоянии справиться со своими переживаниями, полученными отрицательными эмоциями, чувством душевной тревожности или дискомфорта. Более того, маленькие дети даже не осознают, что с ними происходит, и не знают, как пожаловаться родителям и описать им свое состояние. Проблема усугубляется еще и тем, что детям недоступны способы снятия психологического напряжения, которые в подобных случаях используют взрослые. В связи с этим, психосоматические расстройства возникают в детском возрасте быстрее. Подавленное состояние, страх, тревога, чувство вины, в свою очередь, рано или поздно проявляются на физическом уровне и приводят к блокам в теле, переходящим в устойчивое заболевание органа или части тела, которое впоследствии будет беспокоить ребенка долгое время. Бывают кратковременные болезненные состояния, когда ребенок неосознанно запускает механизм, приводящий к дискомфорту и появлению болезненных симптомов каждый раз, когда он не в состоянии справиться с волнующей его проблемой.

Кроме того, несмотря на то, что детские эмоции кратковременны, они очень интенсивны, особенно те, что имеют негативную окраску. В возрасте 2-5 лет сила эмоциональных реакций по своей интенсивности зачастую превышает силу источника раздражения, то есть ребенок может разрыдаться от любого пустяка и так же мгновенно успокоиться. Как объясняет автор книги «Детская психосоматика» Н.Ю. Дмитриева, таким образом природа защищает психику маленьких детей от сильных психических травм. Однако такой способ интенсивного эмоционального реагирования имеет плюсы только, когда ребенок ушибся или испугался, то есть в единичных случаях. Психотравмирующая ситуация может давить на ребенка продолжительное время, и тогда частые вспышки отрицательных эмоций приводят к негативным последствиям. Ввиду того, что защитный механизм в виде психосоматических проявлений срабатывает у детей намного быстрее, чем у взрослых, фаза «спящего» состояния болезни (предпсихосоматоза) у маленьких детей очень коротка. Болезнь мгновенно активизируется, иногда буквально за несколько дней [1].

Наибольшее влияние на здоровье и формирование характера детей оказывает психологическая обстановка в семье. Именно со взаимоотношениями супругов в первую очередь связаны и психосоматические причины болезней ребенка. Дети всегда очень хорошо чувствуют настроение мамы и папы. Все эмоции, которые родители проявляют, никогда не останутся незамеченными, даже если кажется, что ребенок ничего еще не понимает в силу маленького возраста. Однако на бессознательном уровне из-за разногласий самых значимых для ребенка людей у него откладывается мысль, что мир опасен и тревожен. Результаты многолетних исследований в Британии и других странах, основанных на длительных наблюдениях за поведением детей в семье, показывают, что уже в возрасте шести месяцев у детей во время конфликтной ситуации в доме может учащаться сердцебиение. У детей разных возрастов могут наблюдаться нарушенный сон, беспокойство, поведенческие проблемы, астма, болезни ЖКТ, а некоторые перестают разговаривать [3].

Ряд международных институтов психосоматики проводили исследования, в котором принимали участие здоровые дети в возрасте 5-6 и 6-7 лет. Специалисты наблюдали за жизнью семьи в течение дня, а затем с помощью специального прибора фиксировали качество сна детей. Результаты эксперимента показали, что даже небольшие ссоры и неприятные высказывания родителей в адрес друг друга существенно влияют на сон ребенка. В сравнении с детьми из здоровых семей сон малышей, в семьях которых наблюдались даже редкие конфликты, стал менее глубоким, а продолжительность всего сна уменьшилась в среднем на 40 минут.

Чтобы убедиться в том, что семейный фактор является ведущим в кар-тине психического и соматического состояния ребенка, достаточно проанализировать эту связь в семьях близких и друзей.

Ситуация 1. Женщина обратилась со своим четырехлетним сыном к психологу, у которого был страх дефекации, так называемый «психологический запор», ставший серьезной проблемой. В беседе о взаимоотношениях с мужем, она пожаловалась на частые конфликты, при этом отметив, что раздражение всегда держит в себе. После того, как подавленные эмоции были проработаны и с мамой, и с ребенком, «болезнь ушла». Из этого можно сделать вывод о том, что, если мать не проживает эмоции, ребенок их тоже подавляет, что впоследствии приводит к заболеванию.

Ситуация 2. Женщина долго не могла разобраться в вопросе: разводиться с мужем или смириться и сохранить семью. С самого начала у них было много разногласий в семейной жизни. Муж ограничивал ее в финансах и контролировал расходы, был недоволен ее работой, был равнодушным и замкнутым, предпочитал использовать более строгие методы воспитания ребенка. Надо отметить, что при этом пятилетняя дочь постоянно болела. В результате многократных походов к врачам был поставлен диагноз – обструктивные бронхиты на фоне аллергии невыясненной этиологии. В конце концов супруги развелись, а вместе с этим постепенно исчезла и болезнь.

Ситуация 3. В многодетной семье, благополучной на первый взгляд, отец авторитарен в отношении ко всем членам семьи. Конфликты с женой – при детях. Воспитанием трех сыновей он не занимается, а если и берется, то применяет жесткие методы: заставляет усиленно заниматься спортом, выполнять уроки сверх нормы. Положительный момент в этой истории есть: дети имеют большие спортивные успехи. Однако, семилетний сын, уже первоклассник, страдает энурезом, а младший, пятилетний мальчик, с рождения часто болеет.

Ситуация 4. В другой семье родители также выясняли отношения на глазах у детей, вплоть до драк. Со второго класса у младшей дочери стремительно стало портиться зрение.

Данные ситуация показывают, что соматическое состояние детей более чем серьезно зависит от психологической атмосферы в семье. Еще в 50-х годах прошлого века американский врач и психоаналитик Ф. Александер выделил семь психосоматических заболеваний. Это гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, специфический язвенный колит, тиреотоксикоз (гормональное заболевание), ревматоидный артрит, нейродермит и бронхиальная астма. Сегодня насчитывают психосоматических болезней более ста. К ним относят онкологию, ожирение, сахарный диабет, бесплодие и другие [4].

Важно, что причиной внутренних конфликтов для ребенка и важным фактором, разрушающим здоровье, служит не только открытый конфликт, но и невысказанные обиды, молчание или сдержанность в общении родителей между собой.

Профессор университета психологии Рочестера П.Дэвис проводил масштабное исследование для оценки уровня стресса в семьях, где родители формально живут вместе, но объективно уже не любят друг друга. Выяснилось, что дети прекрасно понимают и чувствуют, когда взрослые «играют в молчанку», ожидая, что такое поведение скроет их негативные эмоции. Однако в этих случаях у малышей возрастал гормон стресса кортизол.

Исследователи института Нью-Йорка в течение года наблюдали за 223 семьями, в которых были шестилетние дети, и пришли к выводу, что крики и скандалы воспринимаются малышами лучше, чем «тихие обиды», игнорирование и безразличие. Исследователи сделали еще один важный вывод: дети не привыкают к конфликтам, а наоборот, чем дольше ребенок живет в атмосфере постоянных скандалов, тем восприимчивее он к ним становится [5].

Для выздоровления детей с психосоматическими расстройствами необходимо выяснить, в чем причина их внутреннего конфликта. В психотерапии для лечения используют разные методы. С помощью бесед, игры, рисования, упражнений специалисты помогут ребенку выразить скрытые эмоции и разрешить внутренний конфликт, выработать новое адаптивное поведение при столкновении с неприятными ситуациями.

Самым важным является то, что вылечить детские заболевания можно с помощью психологической коррекции поведения родителей и ребенка. Поэтому если родители обнаружили у ребенка те или иные признаки заболевания, предпосылок к которому не было, не стоит сразу водить ребенка по врачам и лечить препаратами. Основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у ребенка доверие к миру, чувство привязанности и потребности в общении. И в первую очередь, родителям необходимо проанализировать и оценить свое поведение, отношения с супругами и остальными домочадцами. Их своевременная коррекция позволит пусть не избежать, но хотя бы снизить количество психосоматических проявлений негативных эмоций ребенка и детской заболеваемости в целом.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Детская психосоматика. Почему болеют наши дети? / Н.Ю. Дмитриева. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 152 с.

2. Брязгунов, И.П. Психосоматика у детей / И.П. Брязгунов. – М. : Психотерапия, 2009. – 480 с.

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.

4. Селиванова, Е.А. Семья как фактор психосоматических заболеваний у детей / Е.А. Селиванова // Метеор-Сити. 2016, №3, с. 41-45.

5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

 

Выходные данные: Елизарова И.А., Стенякова Н.Е. Микроклимат в семье как основной фактор возникновения психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] /  И.А. Елизарова, Н.Е. Стенякова  // Научная Идея. – 2018. – № 3(6). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/13-3-6/110-mikroklimat-v-seme-kak-osnovnoj-faktor-vozniknoveniya-psikhosomaticheskikh-rasstrojstv-u-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta    (Дата обращения 29.03.2024.)