УДК: 371
ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика
ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки
Автор(ы): Афанасьева Е.В., Бочкарева Т.Н.
Author(s): Afanasyeva E. V., Bochkareva T. N.
Название: НЕДОСТАТКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, СЛЕДУЮЩИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Title: DISADVANTAGES OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES OF MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION, THE FOLLOWING AS A FACTOR OF IMPROVING EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация: Условия модернизации окружающего мира требуют постоянной корректировки стратегических целей деятельности образовательных организаций, соответственно, внесение необходимых изменений в организационную структуру. При этом появление новых задач и служб часто происходит спонтанно. И поэтому новые подразделения иной раз выходят тяжеловесными, слабо структурированными. Структура развивающейся образовательной организации должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной.
Авторы проанализировали существующей в образовательной организации организационную управленческую деятельность и выявили ее недостатки.
Итогом данного анализа, в статье показано, что выбор стратегии развития организационной структуры является базисом успешного, эффективного управления образовательной организацией.
Abstract: Conditions of modernization of the surrounding world require constant adjustment of the strategic objectives of educational organizations, respectively, making the necessary changes in the organizational structure. However, new tasks and services often occur spontaneously. And so the new units sometimes go heavy, poorly structured. The structure of the developing educational organization should be viable, flexible and dynamic.
The authors analyze the existing organizational management activity in the educational organization.
As a result of the analysis, the article shows that the choice of the model of organizational structure is a factor of successful, effective management of the educational organization.
Ключевые слова: организационная структура, линейно-функциональный вид, модульная структура, оптимизация, эффективное управление.
Keywords: organizational structure, linear-functional form, modular structure, optimization, effective management.
Министерство просвещения РФ определила направляющую задачу перед образовательными организациями - повышение эффективности их деятельности и обеспечения конкурентоспособности.
Эффективной считается та организационная система управления образовательной организацией, которая имеет умеренное количество горизонтальных информационных связей и теплых, искренних отношений между работниками и структурными подразделениями, которая дает возможность создания особой платформы для качественного образования, а так же системы качества, которая ориентирует образовательный процесс не только на требования стандартов ФГОС, но и потребности личности, общества и государства. Оптимизация организационной структуры образовательной организации в новых условиях будет эффективной в том случае, если усилить горизонтальные связи в сторону процессно-ориентированой модели организации.
Изменения внешней среды, влекущие за собой изменения стратегии образовательной организации и механизма управления ее деятельности, подчеркивают несостоятельность действующей организационной структуры [1].
Теоретическое обоснование сущности понятия «управление» приводят в своих работах В.С.Лазарев, Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, М.И. Ковальский . и др. Большое внимание проблеме совершенствования организационной структуры образовательной организации было уделено отечественными учеными: Н.И. Кабушкин, П.И. Третьяков, К.Ю. Белая, Ю.А.Конаржевский. Зарубежные исследователи, такие как О.Глудкин, М.Портер, М.Робсон, Ф.Уллах, М.Хаммер, Дж.Чампи, рассматривали различные аспекты проблемы управления организациями. Однако, если теоретические основы совершенствования организационных структур предприятия разработаны достаточно полно, то вопрос о совершенствовании организационных структур образовательной организации остается недостаточно изученным.
Традиционные методы формирования организационных структур управления образовательной организацией имели ярко выраженный нормативный характер, недостаточное разнообразие, были использованы типовые решения, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Изначально выявленные проблемы организации рассматривались очень узко: количество работнков вместо целей организации; постоянное увеличение органов управления вместо изменения их состава и их перегруппировка в разных условиях; устаревшие модели и структуры штатов как средние показатели уже существующих организаций без анализа их недостатков.
Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации [2].
Для анализа организационной структуры образовательной организации мы провели анкетирование в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» города Ижевска, Удмуртской Республики. С помощью мониторинга мы выявили что, по мнению сотрудников, препятствует более эффективной работе образовательной организации. Инструкция к анкете включала в себя 3 основных подпункта, которые будут отражать эффективность работы образовательной организации.
1. Сформулируйте 2-3 наиболее важных проблемы, которые вызывают стрессовые переживания на вашем рабочем месте.
2. Напишите 2-3 наиболее важные проблемы, которые вызывают стрессовые переживания, снижают эффективность деятельности вашего школьного методического объединения.
3. Укажите, пожалуйста, 2-3 наиболее важные проблемы, которые вызывают стресс у сотрудников и затрудняют работу организации в целом.
С целью наглядности данного исследования, все результаты опроса представлены в виде диаграммы (см. Рисунок). Диаграмма показывает в количественном виде, какие проблемы, по мнению сотрудников, являются наиболее острыми.
Рисунок - Проблемы организации на личном уровне
Одной из наиболее острых проблем в МБОУ «СОШ №49» города Ижевска, Удмуртской Республики является материально-технический модуль — проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением деятельности работников (38 % всех ответов).
К данной категории относятся такие ответы, как:
1. Нехватка кабинетов.
2. Плохое оснащение рабочего места, а именно отсутствие материально-технического оснащения для применений информационно-коммуникативных технологий на уроках (ноутбук, проектор, мультимедийная доска и т.п.).
3. Отсутствие высокоскоростного интернета.
Социально-психологический модуль включается в себя неудовлетворенность межличностными отношениями и психологическим климатом (10 % всех ответов). К данной категории ответов можно отнести:
1. Неуважение и непонимание со стороны руководства.
2. Неумение или нежелание руководства мотивировать сотрудников.
3. Учителя со стажем с презрением и неуважением относятся к молодым учителям.
Управленческий модуль говорит сам за себя это - управленческие проблемы (8 % всех ответов).
Наиболее значимые из них:
1. Неграмотное распределение задач перед подчиненными.
2. Неграмотное распределение обязанностей среди менеджеров среднего звена.
3. Бюрократизм.
4. Консервативность.
Кадровый модуль включает в себя проблемы с кадровой политикой (9% всех ответов). К данной категории можно отнести следующие ответы респондентов:
1. Недостаток персонала (относится не к каждому предметному школьному методическому объединению, но отдельные методические объединения перегружены [более 36 часов в неделю])
2. Недостаточная квалификация сотрудников;
3. Текучесть кадров.
Финансовый модуль, включает в себя видение финансовых вопросов и финансовую политику образовательной организации (34% опрошенных). К данному модулю следуют отнести следующие ответы респондентов:
1. Отсутствие стимулирующих выплат молодым педагогам.
2. Отсутствие надбавки учителям, имеющим степень магистра.
3. Отсутствие стимулирующих выплат сотрудникам, занимающихся с одаренными детьми.
4. Низкая заработная плата.
Проанализировав данные, можно прийти к выводу, что большинство проблем сосредоточено в материально-техническом (38%), финансовом (34%) и социально-психологическом (10%). Работники в основном недовольны условиями труда, организацией рабочего места, отсутствием оборудования и невнимательным отношением руководства к ним. Учителя, как рядовые сотрудники, практически не видят проблем в управленческом модуле, что говорит о профессиональном уровне управления образовательной организации директором школы.
Проводя оценку эффективности деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Ижевска, Удмуртской Республики, были обнаружены недостатки в организационной структуре образовательной организации.
Главным изъяном организационной структуры образовательной организации является отсутствие системы при распределения управленческих функций и обязанностей между структурированными подразделениями управленческой системы, что является результатом отсутствия должного делегирования должностных обязанностей руководителей по всей управленческой пирамиде, подчеркивая высокий уровень разделения управленческого труда.
Вторым по значимости недостатком является непродуктивное соотношение уровня централизации и децентрализации. Наше исследование показало, что многие сотрудники определяют систему управления в образовательных организациях излишне централизованной, а исходя из этого, не дает им возможность проявлять высокий уровень самостоятельности при выработке и принятии управленческих решений [3].
Определенные связи между элементами пирамиды управления образовательной организации размыты, происходит дублирование функций, возрастает бюрократия, задачи между сотрудниками распределены не верно, а уже исходя из этого, и объем работы у каждого работника распределен неравномерно. Структурные подразделения сотрудничают между собой непродуктивно, т.к. организационные процедуры выявлены размыто. В данной ситуации следует сделать вывод, что основной объем работы берет на себя директор школы, и именно ему приходится решать множество координационных вопросов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Сухорукова, О. Б. Совершенствование организационной структуры управления высшим учебным заведением в условиях применения процессного подхода : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Сухорукова Ольга Борисовна; [Место защиты: Новосиб. гос. ун-т экономики и упр.]. – Новосибирск, 2010. – 24 с.
2. Ануфриева, О.Б. Организационная структура как важный механизм управления предприятием / Ануфриева О.Б. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: социально-экономические науки. – Том 7. – № 3. – 2007. – С. 83-90.
3. Гонов, А.А. Совершенствование организационной структуры управления на предприятиях машиностроения. Автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / А.А. Гонов [Место защиты: Удмуртский гос. ун-т»]. – Ижевск. – 2011. — 20 с.
Выходные данные: Афанасьева Е.В., Бочкарева Т.Н. Недостатки организационной структуры управления в образовательной организации, следующие как фактор совершенствова-ния образовательной организации [Электронный ресурс] / Е.В. Афанасьева , Т.Н. Бочкарева // Научная Идея. – 2019. – № 1(7). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/14-1-7/114-nedostatki-organizatsionnoj-struktury-upravleniya-v-obrazovatelnoj-organizatsii-sleduyushchie-kak-faktor-sovershenstvovaniya-obrazovatelnoj-organizatsii (Дата обращения 01.10.2023)