Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК:  332

ГРНТИ: 06 - Экономика и экономические науки

ВАК РФ: 08.00.00 - Экономические науки

Автор(ы):  Андреенко А.А., Исаев Ш.М.

Author(s):  Andreenko A.A., Isaev S.M.

Название:  АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Title: ANALYSIS OF FINANCIAL SITUATION OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

Аннотация: в статье исследуется социально-экономическая характеристика одного из субъектов РФ. На основе микроэкономических показателей автор делает вывод о том, что регион является дотационным, что характеризуется низким уровнем социально-экономического развития, отсутствием рентабельных отраслей хозяйства. Это является следствием того, что показатели ВВП на душу населения являются крайне низкими в сравнении с другими субъектом региона и Российской Федерации. Это позволяет сделать вывод о том, что  у региона крайне низкий уровень экономической безопасности, что требует дополнительных дотаций в развитие региона. 

Abstract: the article provides the socio-economic characteristics of one of the subjects of the Russian Federation. Based on microeconomic indicators, the author concludes that the region is subsidized, which is characterized by a low level of socio-economic development, the lack of profitable sectors of the economy. In the article, the author concludes that GDP per capita is extremely low in comparison with other subjects of the region and the Russian Federation. This allows us to conclude that the region has an extremely low level of economic security, which requires additional subsidies for the development of the region.

Ключевые слова: показатель экономической безопасности, микроэкономика региона, аграрный сектор региона, дотационный показатель региона. 

Keywords: indicator of economic security, microeconomics of the region, agricultural sector of the region, subsidy indicator of the region.

 

В условиях современной экономики способность обеспечить безопасность страны и региона в частности от воздействия внутренних и внешних угроз является наиважнейшей задачей государства. Экономическая безопасность региона – это совокупность условий, факторов, а также мер направленных на устойчивое развитие и совершенствование экономики региона. Она характеризуется способностью экономики функционировать в режиме устойчивого развития для обеспечения достойных условий жизни населения, развития личности, чтобы противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов.

Под индикаторами экономической безопасности региона понимается ряд показателей характеризующих финансовое, социальное и экономическое состояние региона. Современные экономисты спорят о том, какие показатели использовать в качестве индикаторов [1, с.8]. Например, экономист С.Ю. Глазьев в своем труде «Основа обеспечения экономической безопасности» привел 21 показатель с помощью, которых можно проанализировать социально-экономическое состояние региона. Некоторыми из них являются: объем валового внутреннего продукта, доля в промышленном производстве, обрабатывающей промышленности, объем инвестиций, расходы на научные исследования, уровень преступности, денежная масса. А. Н. Илларионов критикует данную систему показателей и считает ее не целесообразной в силу разрозненности ее показателей [2, с. 38].

Федеральная служба государственной статистики приводит 40 показателей для анализа состояния экономической безопасности региона. По нашему мнению самыми репрезентативными показателями являются: структура доходов и расходов бюджета, валовый региональный продукт, уровень прожиточного минимума, уровень безработицы.

Рассматривая экономическое состояние СКФО, в глаза бросается неравномерность развития регионов, одним из которых является республика Ингушетия. Республика является аграрно-индустриальным регионом. 60% территории занимают земли сельскохозяйственного назначения, половина из которых – пашни.

Проанализируем экономическое состояние данного региона с помощью вышеперечисленных индикаторов.

Первым показателем для анализа региона выберем доходные и расходные статьи бюджета республики на 2017-2018 и плановые 2019-2020.

Рисунок 1 – Бюджет республики Ингушетия за 2018-2020 гг [3].

Можно наблюдать постоянный дефицит бюджета и постепенно снижающийся уровень доходов. Бюджет данного региона можно назвать сверхдотационным: доля собственных доходов составляет всего 15%. На современном этапе развития проблема дотационных регионов является одной из ведущих и рассматриваемых проблем правительством РФ. Большое внимание было уделено различным аспектам развития дотационных регионов многими отечественными исследователями (А.С. Баташева, Е.К. Карпунина, А.В. Кизеев, И.В. Паньшин и т.д.)

По нашему мнению обеспечить выгодные для населения и благоприятные социально-экономические условия развития Республики Ингушетия можно только с помощью эффективной региональной экономической политики, которая задействует процессы территориальной специализации и привлечет инвестиционную активность в экономику республики. Что может послужить решением такой проблемы как дотационность региона?

Для более наглядного представления о сложившейся экономической ситуации в республике Ингушетия проведем сравнительный анализ с другим субъектом РФ Чеченской республикой. Ведь история развития с 90-х годов этих республик претерпевала интересные изменения в самых различных отраслях экономики. На начальном этапе Ингушетия находилась в более выгодном положении и во многом опережала Чеченскую республику. Но отсталость Чечни в тот момент можно объяснить постоянными военными действиями, которые истощали республику и доводили до состояния полного разрушения экономики субъекта. Что касается современного этапа развития, то за последние 10 лет Чеченская республика вырвалась вперед по многим показателям социально-экономического развития. Это явилось следствием установления тотального контроля за деятельностью государственных служб, разработки максимально эффективной финансовой политики региона, что в последствии спровоцировало инвестиционную активность на территории данной республики, особенно, когда речь идет о новейшей истории развития. Для наглядной демонстрации изменения темпов развития двух регионов сведем данные в таблицу.

Таблица 1 – Сравнительный анализ социально-экономических показателей республик СКФО 2008-2012 гг. [6]

 

2008

2009

2010

2011

2012

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Численность
населения
(чел.)

409 000

1209040

412 000

1238452

415 000

1268989

430 000

1275113

442 000

1302165

Средняя
продолжитель-ность жизни
(число лет)

80,1

75,5

78,31

 73,2

74,71

71,6

76,29

72,1

77,8

71,9

Динамика
ВРП
(млрд.руб)

19,2

48,5

19,0

49,7

20,0

57,9

26,1

67,2

37,4

77,8 

Таблица 2 – Сравнительный анализ социально-экономических показателей республик СКФО 2013-2017 гг.

 

2013

2014

2015

2016

2017

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Республика Ингушетия

Чеченская республика

Численность
населения
(чел.)

453000

1324767

463000

1346438

464000

1370368

472000

1394172

480000

1414865

Средняя
продолжитель-ность жизни
(число лет)

78,84

73,2

79,4

 74,1

79,6

74,7

79,5

75,8

80,05

76,1

Динамика
ВРП
(млрд.руб)

45,2

91,2

51,4

109,7

57,3

160,5

64

168,4

68

180,7

Исходя из данных таблицы видно, что благодаря успешной социально-экономической политике, в том числе благодаря эффективному контролю за целевым использованием средств и грамотному распределению бюджета Чеченская республика более развитый регион. В Ингушетии же не хватает четкого контроля за исполнительными органами и расходованием средств.

В результате произведенного сравнительного социально-экономического анализа Республики Ингушетии и Чеченской республики можно выделить ряд проблем связанных с развитием Ингушетии.

Сверхдотационность региона является основной экономической проблемой, которую как мы предполагаем можно решить, увеличив приток инвестиций в экономику республики. К другим проблемам можно отнести неэффективный государственный контроль в сфере распределения и расходования финансов. Для решения этих и других проблем предлагается усилить контроль за исполнительной властью, расширить емкость рынка за счет увеличения экспорта, повышения производительности труда и др. [4].

Также к приоритетным направлением развития региона следует отнести эффективную социальную политику, которая будет направлена на охрану незащищенных слоев населения, снижение безработицы и на рост благосостояния региона в целом. От успешной социально-экономической политики зависит развитие республики.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Глазьев, С. Ю. Основа обеспечения экономической безопасности : альтернативный реформационный курс / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. – 1997. – №1. – С.8–9.

2. Илларионов, А. Н. Критерии экономической безопасности / А. Н. Илларионов // Вопросы экономики. – 1998. – № 10. – С. 35–58.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.gks.ru. (Дата обращения: 25.03.2019).

4. Министерство Финансов республики Ингушетия  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mfri.ru. (Дата обращения: 25.03.2019).

5. Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.minfin.ru. (Дата обращения: 25.03.2019).

6. Экономическая безопасность региона [Электронный ресурс].  – Режим доступа: www. newinspire.ru. (Дата обращения: 25.03.2019).

 

Выходные данные: Андреенко А.А., Исаев Ш.М. Анализ финансового состояния республики Ингушетия [Электронный ресурс] / А.А. Андреенко , Ш.М. Исаев   // Научная Идея. – 2019. – № 1(7). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/14-1-7/118-analiz-finansovogo-sostoyaniya-respubliki-ingushetiya  (Дата обращения 07.12.2022.)

 

Скачать статью