Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 338

ГРНТИ: 06 - Экономика и экономические науки

ВАК РФ: 08.00.00 - Экономические науки

Автор(ы): Смирнова А.Ю.

Author(s): Smirnova N. Yu.

Название: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Title: THE ECONOMIC SECURITY OF THE ORGANIZATION IN THE PROCESS OF OPTIMIZATION OF TAXATION

Аннотация: в статье раскрыто влияние процесса оптимизации налогообложения на экономическую безопасность предприятия. Рассмотрено понятие «налоговая безопасность», составляющие налоговой безопасности, а также проведен анализ налоговых рисков на действующем предприятии.

Abstract: the article reveals the influence of the process of tax optimization on the economic security of the enterprise. The concept of "tax security", components of tax security, as well as the analysis of tax risks in the existing enterprise.

Ключевые слова: налоговая безопасность оптимизации налогообложения, налоговый риск, экономика, экономическая безопасность.

Keywords: tax security tax optimization, tax risk, economy, economic security.

 

Важнейшим условием развития любого предприятия в современных условиях становится формирование такой налоговой оптимизации, которая наиболее полно обеспечивает его налоговую безопасность. Налоговые претензии могут сформировать препятствия для развития хозяйственной деятельности предприятия, ухудшить его финансовое состояние, а самое важное, привести к банкротству или вовсе к полной ликвидации предприятия. Поэтому, всегда надо помнить про налоговую безопасность. Для этого необходимо вести эффективную оптимизацию налогообложения.

Деятельность каждой коммерческой организации является частью сложной системы налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством, с характерными рисками, способными оказать существенное влияние на экономическую безопасность.

Многие авторы при раскрытии понятия «налоговая безопасность» берут в основу положения официальных документов  [1].

И.Ю. Тимофеева считает, что данное понятие должно объединять налоговые интересы как государства, так и общественных организаций, бизнеса, и каждого отдельного гражданина, и дает доктринальное понятие налоговой безопасности: «Под налоговой безопасностью предлагается понимать такое состояние налоговой системы, при которой обеспечивается гарантированная защита налоговых интересов государства, бизнеса и общества от внутренних и внешних угроз » [2].

Б.В. Воронцов определяет налоговую безопасность организации как « финансово-экономическое состояние налогоплательщика, обеспеченное минимизацией налоговых рисков, при котором со стороны хозяйствующего субъекта полностью и своевременно уплачиваются начисленные налоги, а со стороны исполнительных и законодательных органов обеспечивается предусмотренная законом защита налогоплательщика » [3].

На основании данных определений, можем сделать вывод, что налоговая безопасность – это налоговая рационализация, которая гарантирует слаженную работу предприятия, сохраняет признаки развитой экономической жизни субъекта при варьирующейся налоговой политике страны, а также разрабатывает эффективные механизмы управления налоговыми рисками.

Основу налоговой безопасности хозяйствующего субъекта составляют: налоговое планирование и нагрузка, налоговые риски и оптимизация налогообложения, которые влияют на экономическую безопасность и эффективность работы предприятия в целом.

В налоговое планирование входит:

  • анализ важнейших тенденций развития бюджетной и налоговой политики государства;
  • подготовку и утверждение учетной политики организации;
  • рациональное использование государственных налоговых льгот;
  • оценка возможных путей приобретения налоговых отсрочек и рассрочек.

Второй составляющей налоговой безопасности является налоговая нагрузка. Определяется как « процентное отношение суммы уплачиваемых организацией налогов к сумме выручки по данным отчетности организации ». Когда значения данного показателя ниже среднеотраслевого, у инспекторов налоговой службы появляются сомнения о полном раскрытии доходов организации, правомерном применении налоговых льгот, правильном расчёте налоговой базы, что приводит к проведению выездной налоговой проверки.

Что касается налоговых рисков — это возможность наступления такого события, когда организация теряет возможную выгоду при неверном принятии решения в сфере налогообложения, тем самым понести дополнительные убытки.
К ним относятся:

  • риск неуплаты или неполная уплата суммы налогов;
  • риск налогового контроля (санкции и потери при несоблюдении законодательства налогоплательщиками);
  • риск усиления налоговой нагрузки (налоговые ставки, льготы, объем добавленной стоимости);
  • риск минимизации налога (финансовые потери, связанные с действиями по минимизации налоговых платежей).

Организации, неверно истолковав тот или иной нормативно правовой акт, идут на риски, в результате чего могут навлечь на себя различные санкции, а возможно и уголовную ответственность[4].
Задачами налоговой оптимизации являются:

  • соблюдение законодательства;
  • создание стабильной основы для деятельности организации, уверенности в надежности применяемых управленческих решений с точки зрения налогообложения;
  • обеспечение точного расчета и своевременности уплаты налогов;
  • нахождение законных способов налоговой минимизации.

Существуют различные схемы, позволяющие экономить на налоговых платежах. То есть, для того, чтобы работа предприятия была более эффективной, уменьшены налоговая нагрузка и риски, следует грамотно заключать договоры и иметь в штате юридически подкованного сотрудника.

Для обеспечения экономической безопасности организации в рамках взаимодействия с налоговыми органами необходимо знать, к каким видам налоговых проверок потенциально может быть подвергнута хозяйственная деятельность субъекта, каковы основания для их проведения, каковы последствия налоговых нарушений, каковы права и обязанности самих проверяющих.

Важнейшей и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Существует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой « планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов » [5].

Для своевременной оценки налогового риска и принятию мер по снижению их уровня налогоплательщику рекомендовано проведение самостоятельной оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с 12 критериями данной Концепции. Действующая оценка рисков необходима налогоплательщику при осуществлении предпринимательской деятельности и сохранения её экономической безопасности.

Предлагается провести анализ налоговых рисков на действующем предприятии оптовой торговли. Каждому критерию присваивается качественная оценка: «существенный», «средний» или «несущественный».

За определённый период была рассчитана налоговая нагрузка. Без учета страховых взносов в пенсионный фонд в 2018 г. она составляет 2,19%. Среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, должен составлять 3,1%. Налоговая нагрузка данной организации оказалась ниже среднеотраслевой на 0,91%.,тогда первый критерий можно оценивать, как существенный. На рисунке 1 представлена положительная динамика налоговой нагрузки предприятия.

Рисунок 1 – Динамика налоговой нагрузки показателя по РФ и данному предприятию


Рассчитав долю НДС к вычету, выяснили, что показатель не превысил норму. Этот критерий оценивается только налогоплательщиками, на которых поручена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость. Организация находится в зоне риска, когда значение доли НДС к вычету за год более 90%.

НДСВ (2018) = 12281,861 тыс. руб., НДСН (2018) = 23583,186 тыс. руб.

Сравнили темп роста себестоимости с темпом роста выручки от реализации.

Таблица 1 – Анализ темпа роста доходов и расходов предприятия

Показатель

Период

Темп роста

2017

2018

Доходы

131649,6

144822,31

 

Расходы

129462,04

147657,2

 

Темп роста доходов ниже темпа роста расходов на 4,5%, следовательно, данный критерий налоговых рисков можно оценить, как существенный.

Также были рассчитаны показатели рентабельности продаж и активов, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Анализ рентабельности продаж и активов предприятия

Показатель

Период

2016

2017

2018

Рентабельность продаж, %

3,69

12,45

15,7

Среднеотраслевая рентабельность продаж, %

4,3

5,7

3,8

Отклонение рентабельности продаж от среднеотраслевого показателя, %

-0,61

6,75

11,9

Рентабельность активов, %

3,51

10,89

16,3

Среднеотраслевая рентабельность активов, %

14,2

9,7

8,4

Отклонение рентабельности активов от среднеотраслевого показателя, %

-10,69

1,19

7,9

Как видно из расчетов, показатель рентабельности продаж на 2018 год существенно превышает среднеотраслевой уровень на 11,9% и составляет 15,7%, что выше чем в 2017 году (12,45%).

Положительная динамика также прослеживается по рентабельности активов предприятия. На 2018 год рентабельность составляет 16,3% и на 7,9% превышает среднеотраслевое значение (8,4%).

Из этого следует, что у организации нет необходимости уточнять свои налоговые обязательства, и данный критерий можно оценить, как несущественный.

В таблице 3 отражена оценка всех налоговых рисков предприятия в соответствие с действующей Концепцией налоговых проверок.

Таблица 3 – Оценка налоговых рисков расходов

Критерий

Оценка

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Существенный

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Несущественный

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период

Несущественный

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Существенный

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ

Существенный

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым  кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

Отсутствует

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, приобретенного за календарный год

Отсутствует

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)

Несущественный

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

Несущественный

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами)

Несущественный

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Несущественный

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Несущественный

Проведя анализ всех критериев, по которым налогоплательщик способен самостоятельно оценить свою финансово-хозяйственную деятельность, три критерия получили оценку «существенный» следовательно, можно сделать вывод, что в ООО «ПОЛИТЕС» отсутствуют основания целесообразности проведения выездной налоговой проверки за период с2016 по 2018 года. Это говорит нам об эффективной работе предприятия в сфере налогового планирования.
Налогоплательщикам, для снижения рисков или полного исключения рисков, рекомендуется:

  •  пересмотреть перечень операции при уплате налоговых обязательств за расчетный период;
  •  осведомить инспекторов ФНС о мерах, предпринятых предприятием по уменьшению рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета исправленных налоговых обязательств при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208. URL: «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»: http://www. pravo.gov.ru .

2. Тимофеева, И.Ю. Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений / И.Ю. Тимофеева // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 25(190). – С. 39-46.

3. Воронцов, Б.В. Налоговая безопасность государства и экономических систем / Б.В. Воронцов // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3(27) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2199.

4. Трифонова, Е.В. Налоговая безопасность организации / Е.В. Трифонова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf (дата обращения: 25.05.2019).

5. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ , от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@).

 

Выходные данные: 

Смирнова А.Ю. Обеспечение экономической безопасности организации в процессе оптимизации налогообложения [Электронный ресурс] / А.Ю. Смирнова  // Научная Идея. – 2019. – № 2(8). – Режим доступа: http://nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/15-2-8/136-obespechenie-ekonomicheskoj-bezopasnosti-organizatsii-v-protsesse-optimizatsii-nalogooblozheniya  (Дата обращения 27.09.2022.)

Скачать статью