Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 378

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

 ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

 Автор(ы): Курина В.А.

 Author(s): Kurina V.A.

 Название: РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ

 Title: DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN THE PROCESS RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF CULTURE

 Аннотация: в статье представлено мнение о реализации научно-исследовательской работы студентов вуза культуры, важным элементом которой является формирование самостоятельности в получении научного познания, результатом чего является развитие творческого мышления. 

Ключевые слова: самостоятельность, мышление, творчество, научная деятельность, исследование

 Abstract: the article presents an opinion on the implementation of research work of students of the University of culture, an important element of which is the formation of independence in obtaining scientific knowledge, the result of which is the development of creative thinking. 

Keywords: independence, thinking, creativity, scientific activity, research

  

В современном обществе востребованность в творчески мыслящем специалисте постоянно увеличивается. В решении этого вопроса самообразование становится необходимым элементом учения и творческой работы студентов, которое тесно связано с научной деятельностью обучающихся. Основные результаты чего воплощаются студентами в работе над докладами, сообщениями, рефератами на различные темы, при выступлении на научно-практических конференциях. Это требует умений аналитического обзора информации из первоисточников, систематизации материала, построения его в логической последовательности, формулировки обобщений и выводов и многого другого. Такая деятельность связана с творческим процессом, а как его следствие предполагает развитие творческого мышления у студентов.

Творческое мышление исследуется постоянно в разных научных областях. Так, в исследованиях А.Г. Асмолова, Е.П. Варламова, Г.А. Глотова, Н.Д. Никандрова и др. представлены синонимы понятия «творческое мышление»: творчество, новаторство, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческий потенциал, эвристическая деятельность, креативность и др. Зарубежные и отечественные психолого-педагогические исследования также посвящены творческому мышлению (В.И. Андреев, Е.А. Алексеева, Д.Б. Богоявленская, A.B. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Л.У. Варданян, Дж. Гилфорд, B.B. Давыдов, Д.Н. Завалишина, И.И. Ильясов, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, В.А. Петровский, Я.А. Пономарев, А.З. Рахимов, С.Л. Рубинштейн, Е. Торренс, A.C. Шаров, B.C. Шубинский, Э.Ш. Хамитов, М.А. Холодная, А.Ф. Эсаулов, И.С. Якиманская и др.).

Ведущее место в системе подготовки специалистов высшей квалификации занимает теоретическое обучение, протекающее, прежде всего, в форме лекционных занятий и самостоятельной работы. В процессе теоретического обучения студенты изучают основное содержание и проблемы науки, которое закладывает фундамент будущей профессиональной деятельности. Кроме этого, обучающиеся овладевают методами исследования и формами внедрения науки в практику, так как существенной составляющей обучения является и самостоятельная работа студентов, которая реализуется в различных видах деятельности, в том числе и научно-исследовательской.

В связи с этим эффективность организации учебно-познавательного процесса связана с способностью педагога преобразовывать традиционные рамки учебного познания и ставить студента в позицию исследователя, включать его в процесс интерактивного общения. В учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе большое значение имеет работа студентов по подготовке докладов, сообщений, рефератов на различные темы, выступлений на научно-практических конференциях, что требует аналитических способностей в процессе обзора информации из первоисточников, систематизации материала, построения его в логической последовательности, формулировки обобщений и выводов и многого другого. 

Поэтому, говоря о научно-исследовательской деятельности студентов, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой проблемы. Первая связана с развитием у студентов самостоятельности в познавательной деятельности, самостоятельным овладением знаний, формированием аналитическим и творческим мышлением, вторая проблема решает задачу обучения их самостоятельно применять имеющиеся знания в учебной и практической деятельности, т.е. в результате исследовательская работа студентов должно способствовать реализации модели процесса научного исследования на основе поиска новых знаний.

В наиболее широком виде исследовательское обучение предполагает, что студент обладает методологическими знаниями: способен выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить; может предложить возможные пути её решения и проверить эти решения; исходя из полученных данных и в соответствии с результатами проверки делает выводы и обобщения; применяет выводы к новым сведениям. Можно сказать, что исследовательская деятельность студентов исходит из собственного опыта под руководством педагога. Цель такого обучения – развивать у студентов возможности творчески осваивать новый опыт. Организация и проведение научно-исследовательской работы со студентами предоставляет все необходимые условия для развития творческих способностей обучающихся. Психологи указывают, что если студент способен использовать ранее усвоенные знания, способы и навыки для решения новой задачи, то он, безусловно, проявляет свою творческую инициативу, иначе говоря, творит. Умение человека комбинировать и преобразовывать ранее известные ему способы деятельности при решении поставленной задачи свидетельствует о его творческом подходе к делу. Обучающая творческая деятельность рассматривается нами, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать звания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях.

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которая обеспечивает ее включение в этот процесс. 

В то же время творчество – это проявление личного начала человека в какой-либо деятельности. 

 Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности [1].

Психологи характеризуют творческий процесс как активную психологическую деятельность, в которой особенно мобилизуются интеллект, эмоциональная и волевая сфера личности.

Любая творческая работа, в том числе и учебная, должна включать в себя деятельность, связанную с изучением и переосмыслением имеющегося опыта, анализов прототипов, аналогов, преобразованием исходных данных, в том числе комбинаторного характера. 

Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности педагогу необходимо искать способы создания особой побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. 

Цель научно-исследовательской работы студентов (НИРС) заключается не только в получении углублённых знаний в определённых направлениях науки и техники, но и в приобретении практических профессиональных навыков в будущей деятельности. Основными задачами организации и реализации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах являются:

а) обеспечение диалектического соединения учебного процесса и подготовки студентов к творческой научной и педагогической деятельности;

б) формирование среды, благотворной для проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческой молодёжи;

в) превращение научно-исследовательской работы студентов в массовую и высоко результативную деятельность;

г) поиск талантливой молодёжи, обладающей способностями и интересом к научной и педагогической деятельности;

д) воспитание и развитие у студентов личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления научной и научно-педагогической деятельности;

е) рационализация свободного времени студенческой молодёжи, отвлечение ее от приобретения вредных привычек и антиобщественных устремлений [2;  98].

Основной фактор, обусловливающий развитие НИРС, – актуализация научно-исследовательской деятельности студентов в вузе и стране в современных условиях. Имеются и дополнительные факторы:

а) стремление студента к самореализации в науке (реализация творческого потенциала всего студенческого сообщества вуза, города, края, страны);

б) материальная составляющая или материальный стимул (участие в грантовых программах, хозяйственная деятельность молодёжных научных лабораторий и т. д.) [3].

Можно предложить создать следующие условия по организации творческой обстановки в ходе обучения и научно-исследовательской работы:

• устранять внутренние препятствия творческим проявлениям;

• уделять внимание работе подсознания;

• воздерживаться от резких оценок;

• показывать студентам возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей;

• давать возможность умственной разминке;

• поддерживать живость воображения;

• устранять внутренние препятствия для мышления;

• развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего;

• расширять фонд знаний;

• помогать студентам видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи.

Представленные рекомендации должны осуществляться в ситуации свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке обсуждения, творческой дискуссии. Обучение становится творческим процессом и для студентов, и для педагога, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самим обучающимся. 

Человек как творческая личность всегда оперирует двумя субстанциями своей мыслительной деятельности – объективной и субъективной. Объективная сторона мышления формируется в процессе объективного понимания окружающего мира независимо от чувств и ощущений, субъективная – в процессе личных ощущений.

Поэтому активная позиция студента в исследовательском обучении не сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а является подлинным процессом «добывания знаний», где обучающиеся вместе с педагогом выступают в роли творцов тех событий, в которые они включены и которые сами строят. Обучение сводится к постановке и решению системы творческих задач. Проблематичность предмета и поиск возможных методов его раскрытия делают обучение особым исследовательским процессом, в результате которого происходит добывание знаний, построение студентами вместе с преподавателем различных понятий, описывающих изучаемый предмет. 

Поэтому при организации научно-исследовательской работы студентов необходимо учитывать следующее:

1. Работа должна носить целенаправленный характер.

2. На первых порах у студентов необходимо формировать простейшие навыки самостоятельной работы.

3. Для самостоятельной научно-исследовательской работы необходимо предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону. Только в этом случае такая деятельность способствует формированию инициативы и познавательных способностей.

4. При организации научно-исследовательской работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным студентам требуется разное время.

5. Научно-исследовательская работа должна быть самостоятельной и побуждать студентов при ее выполнении работать напряженно.

6. Задания, предлагаемые для научно-исследовательской работы, должны вызывать интерес у студентов.

7. При организации научно-исследовательской работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала педагогом с самостоятельной деятельностью по приобретению знаний, умений и навыков.

 Необходимо отметить, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

Психологически исследовать мышление как процесс – значит, изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами в научно-исследовательской работе, продуктами мышления являются, например, следующие факты: выявил ли студент проблему, правильно ли определил цели и задачи, возник ли у него замысел и план решения поставленных задач; усвоил ли он определенные знания, способы действия; сформировались ли у него новые понятия и т.д.

Мышление в научно-исследовательской деятельности совершается в формах понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. Можно сказать, что творческое (креативное) мышление в научно-исследовательской деятельности студентов отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Для такого мышления характерно стремление к поиску нестандартных подходов к решению проблемы, переживание удовольствия от самого процесса думанья над проблемой. Если креативность мышления проявляется, как способность порождать новые идеи, взгляды, подходы к известной проблеме, то проблемность характеризуется умением отыскивать и формулировать новые проблемы, а также распознавать их природу. 

Развитие современного искусства, образования и культуры невозможно без их исследования. Видами исследовательских работ студентов являются курсовые и выпускные квалификационные работы, позволяющие обучающимся не просто погрузиться в процесс анализа конкретной проблемы, но и провести научные изыскания по выбранной теме. Такие работы в вузах культуры отличаются своей практической частью, где студенты представляют разработанный и внедренный в социальной или культурной сфере проект. При разработке проекта необходимы не только аналитические и технологические способности, но в большей мере творческое мышление, позволяющее организовать и осуществить практическое воплощение творческой идеи.

Можно сказать, что экспериментальная часть связана с изученными ранее дисциплинами, в которых закладывались технологические основы разработки и внедрения проектов, происходило формирование умений создания методических материалов, осуществлялась сценарно-режиссерская подготовка и развивались умения проектирования мероприятий, программ, акций. Таким образом, исследовательская деятельность студентов в вузе тесно связана с учебным процессом, студенческая наука и учебный процесс взаимодополняют друг друга. 

Проанализировав особенности организации научно-исследовательской работы студентов в вузе культуры можно сделать вывод, что организация НИРС в профессиональном обучении представляет собой процесс интеграции образовательного процесса и научных исследований, способствующих развитию творческого мышления обучающихся. Организация научно-исследовательской работы студентов в профессиональном обучении имеет большое значение для формирования познавательных и творческих способностей студента, что предполагает решение основных задач профессиональной подготовки специалистов: углубление и систематизацию теоретических знаний, формирование исследовательских умений, развитие умений самостоятельной научно-практической деятельности.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой Российский энциклопедический словарь. – Репр. изд. – Москва: Большая Российская энцикл., 2009. – 1887 с. 

2. Ивин А.А. Философия: энцикл. словарь. – Москва: Гардарики, 2004. – C. 219.

3. Лотарева Т.Ю. Проблемы и перспективы научно-исследовательской работы студентов на Дальнем Востоке: из опыта работы отдельных вузов Хабаровска [Электронный ресурс] / Т.Ю. Лотарева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Область наук «Науки об образовании». – 2016. – 3(107). – C. 19-22.

  

Выходные данные: Курина В.А. Развития творческого мышления в процессе научно-исследовательской деятельности студентов вуза культуры [Электронный ресурс] / В.А.Курина // Научная Идея. – 2019. – № 3(9). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/16-3-9/155-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-v-protsesse-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-studentov-vuza-kultury echo"(Дата обращения ",date("d.m.Y"),".)" ?>

 

Скачать статью

УДК: 378
ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика
ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки
Автор(ы): Курина В.А.
Author(s): Kurina V.A.
Название: РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ
Title: DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN THE PROCESS RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF CULTURE

Аннотация: в статье представлено мнение о реализации научно-исследовательской работы студентов вуза культуры, важным элементом которой является формирование самостоятельности в получении научного познания, результатом чего является развитие творческого мышления. Ключевые слова: самостоятельность, мышление, творчество, научная деятельность, исследование
Abstract: the article presents an opinion on the implementation of research work of students of the University of culture, an important element of which is the formation of independence in obtaining scientific knowledge, the result of which is the development of creative thinking. Keywords: independence, thinking, creativity, scientific activity, research

В современном обществе востребованность в творчески мыслящем специалисте постоянно увеличивается. В решении этого вопроса самообразование становится необходимым элементом учения и творческой работы студентов, которое тесно связано с научной деятельностью обучающихся. Основные результаты чего воплощаются студентами в работе над докладами, сообщениями, рефератами на различные темы, при выступлении на научно-практических конференциях. Это требует умений аналитического обзора информации из первоисточников, систематизации материала, построения его в логической последовательности, формулировки обобщений и выводов и многого другого. Такая деятельность связана с творческим процессом, а как его следствие предполагает развитие творческого мышления у студентов.Творческое мышление исследуется постоянно в разных научных областях. Так, в исследованиях А.Г. Асмолова, Е.П. Варламова, Г.А. Глотова, Н.Д. Никандрова и др. представлены синонимы понятия «творческое мышление»: творчество, новаторство, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческий потенциал, эвристическая деятельность, креативность и др. Зарубежные и отечественные психолого-педагогические исследования также посвящены творческому мышлению (В.И. Андреев, Е.А. Алексеева, Д.Б. Богоявленская, A.B. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Л.У. Варданян, Дж. Гилфорд, B.B. Давыдов, Д.Н. Завалишина, И.И. Ильясов, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, В.А. Петровский, Я.А. Пономарев, А.З. Рахимов, С.Л. Рубинштейн, Е. Торренс, A.C. Шаров, B.C. Шубинский, Э.Ш. Хамитов, М.А. Холодная, А.Ф. Эсаулов, И.С. Якиманская и др.).Ведущее место в системе подготовки специалистов высшей квалификации занимает теоретическое обучение, протекающее, прежде всего, в форме лекционных занятий и самостоятельной работы. В процессе теоретического обучения студенты изучают основное содержание и проблемы науки, которое закладывает фундамент будущей профессиональной деятельности. Кроме этого, обучающиеся овладевают методами исследования и формами внедрения науки в практику, так как существенной составляющей обучения является и самостоятельная работа студентов, которая реализуется в различных видах деятельности, в том числе и научно-исследовательской.В связи с этим эффективность организации учебно-познавательного процесса связана с способностью педагога преобразовывать традиционные рамки учебного познания и ставить студента в позицию исследователя, включать его в процесс интерактивного общения. В учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе большое значение имеет работа студентов по подготовке докладов, сообщений, рефератов на различные темы, выступлений на научно-практических конференциях, что требует аналитических способностей в процессе обзора информации из первоисточников, систематизации материала, построения его в логической последовательности, формулировки обобщений и выводов и многого другого. Поэтому, говоря о научно-исследовательской деятельности студентов, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой проблемы. Первая связана с развитием у студентов самостоятельности в познавательной деятельности, самостоятельным овладением знаний, формированием аналитическим и творческим мышлением, вторая проблема решает задачу обучения их самостоятельно применять имеющиеся знания в учебной и практической деятельности, т.е. в результате исследовательская работа студентов должно способствовать реализации модели процесса научного исследования на основе поиска новых знаний.В наиболее широком виде исследовательское обучение предполагает, что студент обладает методологическими знаниями: способен выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить; может предложить возможные пути её решения и проверить эти решения; исходя из полученных данных и в соответствии с результатами проверки делает выводы и обобщения; применяет выводы к новым сведениям. Можно сказать, что исследовательская деятельность студентов исходит из собственного опыта под руководством педагога. Цель такого обучения – развивать у студентов возможности творчески осваивать новый опыт. Организация и проведение научно-исследовательской работы со студентами предоставляет все необходимые условия для развития творческих способностей обучающихся. Психологи указывают, что если студент способен использовать ранее усвоенные знания, способы и навыки для решения новой задачи, то он, безусловно, проявляет свою творческую инициативу, иначе говоря, творит. Умение человека комбинировать и преобразовывать ранее известные ему способы деятельности при решении поставленной задачи свидетельствует о его творческом подходе к делу. Обучающая творческая деятельность рассматривается нами, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать звания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях.В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которая обеспечивает ее включение в этот процесс. В то же время творчество – это проявление личного начала человека в какой-либо деятельности.  Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности [1].Психологи характеризуют творческий процесс как активную психологическую деятельность, в которой особенно мобилизуются интеллект, эмоциональная и волевая сфера личности.Любая творческая работа, в том числе и учебная, должна включать в себя деятельность, связанную с изучением и переосмыслением имеющегося опыта, анализов прототипов, аналогов, преобразованием исходных данных, в том числе комбинаторного характера. Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности педагогу необходимо искать способы создания особой побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Цель научно-исследовательской работы студентов (НИРС) заключается не только в получении углублённых знаний в определённых направлениях науки и техники, но и в приобретении практических профессиональных навыков в будущей деятельности. Основными задачами организации и реализации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах являются:а) обеспечение диалектического соединения учебного процесса и подготовки студентов к творческой научной и педагогической деятельности;б) формирование среды, благотворной для проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческой молодёжи;в) превращение научно-исследовательской работы студентов в массовую и высоко результативную деятельность;г) поиск талантливой молодёжи, обладающей способностями и интересом к научной и педагогической деятельности;д) воспитание и развитие у студентов личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления научной и научно-педагогической деятельности;е) рационализация свободного времени студенческой молодёжи, отвлечение ее от приобретения вредных привычек и антиобщественных устремлений [2;  98].Основной фактор, обусловливающий развитие НИРС, – актуализация научно-исследовательской деятельности студентов в вузе и стране в современных условиях. Имеются и дополнительные факторы:а) стремление студента к самореализации в науке (реализация творческого потенциала всего студенческого сообщества вуза, города, края, страны);б) материальная составляющая или материальный стимул (участие в грантовых программах, хозяйственная деятельность молодёжных научных лабораторий и т. д.) [3].Можно предложить создать следующие условия по организации творческой обстановки в ходе обучения и научно-исследовательской работы:• устранять внутренние препятствия творческим проявлениям;• уделять внимание работе подсознания;• воздерживаться от резких оценок;• показывать студентам возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей;• давать возможность умственной разминке;• поддерживать живость воображения;• устранять внутренние препятствия для мышления;• развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего;• расширять фонд знаний;• помогать студентам видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи.Представленные рекомендации должны осуществляться в ситуации свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке обсуждения, творческой дискуссии. Обучение становится творческим процессом и для студентов, и для педагога, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самим обучающимся. Человек как творческая личность всегда оперирует двумя субстанциями своей мыслительной деятельности – объективной и субъективной. Объективная сторона мышления формируется в процессе объективного понимания окружающего мира независимо от чувств и ощущений, субъективная – в процессе личных ощущений.Поэтому активная позиция студента в исследовательском обучении не сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а является подлинным процессом «добывания знаний», где обучающиеся вместе с педагогом выступают в роли творцов тех событий, в которые они включены и которые сами строят. Обучение сводится к постановке и решению системы творческих задач. Проблематичность предмета и поиск возможных методов его раскрытия делают обучение особым исследовательским процессом, в результате которого происходит добывание знаний, построение студентами вместе с преподавателем различных понятий, описывающих изучаемый предмет. Поэтому при организации научно-исследовательской работы студентов необходимо учитывать следующее:1. Работа должна носить целенаправленный характер.2. На первых порах у студентов необходимо формировать простейшие навыки самостоятельной работы.3. Для самостоятельной научно-исследовательской работы необходимо предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону. Только в этом случае такая деятельность способствует формированию инициативы и познавательных способностей.4. При организации научно-исследовательской работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным студентам требуется разное время.5. Научно-исследовательская работа должна быть самостоятельной и побуждать студентов при ее выполнении работать напряженно.6. Задания, предлагаемые для научно-исследовательской работы, должны вызывать интерес у студентов.7. При организации научно-исследовательской работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала педагогом с самостоятельной деятельностью по приобретению знаний, умений и навыков. Необходимо отметить, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.Психологически исследовать мышление как процесс – значит, изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами в научно-исследовательской работе, продуктами мышления являются, например, следующие факты: выявил ли студент проблему, правильно ли определил цели и задачи, возник ли у него замысел и план решения поставленных задач; усвоил ли он определенные знания, способы действия; сформировались ли у него новые понятия и т.д.Мышление в научно-исследовательской деятельности совершается в формах понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. Можно сказать, что творческое (креативное) мышление в научно-исследовательской деятельности студентов отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Для такого мышления характерно стремление к поиску нестандартных подходов к решению проблемы, переживание удовольствия от самого процесса думанья над проблемой. Если креативность мышления проявляется, как способность порождать новые идеи, взгляды, подходы к известной проблеме, то проблемность характеризуется умением отыскивать и формулировать новые проблемы, а также распознавать их природу. Развитие современного искусства, образования и культуры невозможно без их исследования. Видами исследовательских работ студентов являются курсовые и выпускные квалификационные работы, позволяющие обучающимся не просто погрузиться в процесс анализа конкретной проблемы, но и провести научные изыскания по выбранной теме. Такие работы в вузах культуры отличаются своей практической частью, где студенты представляют разработанный и внедренный в социальной или культурной сфере проект. При разработке проекта необходимы не только аналитические и технологические способности, но в большей мере творческое мышление, позволяющее организовать и осуществить практическое воплощение творческой идеи.Можно сказать, что экспериментальная часть связана с изученными ранее дисциплинами, в которых закладывались технологические основы разработки и внедрения проектов, происходило формирование умений создания методических материалов, осуществлялась сценарно-режиссерская подготовка и развивались умения проектирования мероприятий, программ, акций. Таким образом, исследовательская деятельность студентов в вузе тесно связана с учебным процессом, студенческая наука и учебный процесс взаимодополняют друг друга. Проанализировав особенности организации научно-исследовательской работы студентов в вузе культуры можно сделать вывод, что организация НИРС в профессиональном обучении представляет собой процесс интеграции образовательного процесса и научных исследований, способствующих развитию творческого мышления обучающихся. Организация научно-исследовательской работы студентов в профессиональном обучении имеет большое значение для формирования познавательных и творческих способностей студента, что предполагает решение основных задач профессиональной подготовки специалистов: углубление и систематизацию теоретических знаний, формирование исследовательских умений, развитие умений самостоятельной научно-практической деятельности.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Большой Российский энциклопедический словарь. – Репр. изд. – Москва: Большая Российская энцикл., 2009. – 1887 с. 2. Ивин А.А. Философия: энцикл. словарь. – Москва: Гардарики, 2004. – C. 219.3. Лотарева Т.Ю. Проблемы и перспективы научно-исследовательской работы студентов на Дальнем Востоке: из опыта работы отдельных вузов Хабаровска [Электронный ресурс] / Т.Ю. Лотарева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Область наук «Науки об образовании». – 2016. – 3(107). – C. 19-22.




Выходные данные:
Курина В.А. Развития творческого мышления в процессе научно-исследовательской деятельности студентов вуза культуры [Электронный ресурс] / В.А.Курина // Научная Идея. – 2019. – № 3(9). – Режим доступа:
 
Скачать статью