УДК: 37.035.6
ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика
ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки
Автор(ы): Ярмухаметова Р.А., Габдрахманова Р.Г.
Author(s): Yarmukhamedova R. A., Gabdrakhmanova R. G.
Название: ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДЫ GEOGEBRA НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Title: THE APPLICATION ENVIRONMENT OF GEOGEBRA IN MATHEMATICS LESSONS WITH THE PURPOSE OF ACTIVIZATION OF INFORMATIVE INTEREST OF STUDENTS
Аннотация: в статье говорится о необходимости внедрять в процесс образования инновационные технологии, т.е. идти в ногу со временем. В процессе обучения математике, например, можно использовать интерактивную динамическую среду GeoGebra. Описывается среда GeoGebra и раскрываются особенности эффективного использования данной среды в обучении математике. Приводятся примеры использования программы GeoGebra на конкретных уроках. Подчеркивается, что изучение школьной программы с помощью новых технологий будет вызывать у детей интерес к заданию, а, следовательно, и к предмету. Приведены выводы по опыту применения среды GeoGebra.
Abstract: the article talks about the need to introduce innovative technologies into the education process, that is, to keep up with the times. In the process of learning mathematics, for example, you can use the interactive dynamic environment GeoGebra. GeoGebra environment is described and features of the effective use of this environment in teaching mathematics are revealed. Examples of the use of the GeoGebra program in specific lessons are given. It is emphasized that the study of the school curriculum with the help of new technologies will arouse children's interest in the task, and, consequently, in the subject. The conclusions on the experience of using the GeoGebra environment are given.
Ключевые слова: среда GeoGebra, урок математики, мотивация учеников.
Key words: environment of GeoGebra, math lesson, the motivation of the students.
В настоящее время на уроках все чаще звучат вопросы «а зачем нам это надо?», «а где нам это пригодится?». Перед учителями каждый урок возникает проблема: как привлечь внимание к своему предмету. Соперничая с гаджетами, привить любовь к учебным дисциплинам становится все сложнее. Но у учителя есть возможность обратить эту ситуацию в свою пользу. Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования. Необходимость компьютерной поддержки учебного процесса определяется сегодня стремительным развитием информационных технологий, проникновением их во все сферы общественной жизни, в том числе и в сферу образования.
Изучение школьной программы с помощью новых технологий будет вызывать у детей интерес к заданию, а, следовательно, и к предмету. В настоящий момент существует множество сервисов, которые являются помощником учителя в быстроте создания заданий, экономии времени, автоматической проверке упражнений.
Базовой и самой необходимой, а вместе с тем и самой сложноусваиваемой дисциплиной в школьном курсе является предмет математика. Поэтому рассмотрим применение сервиса Geogebra на уроках математики [1].
GeoGebra – бесплатная программа дающая возможность создания динамических, или «живых», чертежей для использования на разных уровнях обучения геометрии и алгебры. Данная программа создана в 2002 году австрийским математиком Маркусом Хохенвартером на языке Java. На данный момент интерфейс программы переведен на 45 языков, в том числе полностью поддерживает русский язык. Сообщество пользователей программы охватывает 195 стран мира и имеет постоянно пополняемую обширную библиотеку готовых моделей на Geogebra, которыми может воспользоваться любой желающий. Это программа пользуется большой популярностью и среди российских учителей [2].
Интерфейс программы достаточно простой и удобный. С помощью Geogebra можно создавать разные конструкции из точек, векторов, отрезков, прямых, строить графики функций, а также строить перпендикулярные и параллельные заданной прямой линии, серединные перпендикуляры, биссектрисы углов, касательные, определять длины отрезков, площади многоугольников и т. д. Конструкции возможно динамически изменять варьированием определенного параметра, который входит в уравнение. Любой объект можно настроить по-своему: изменить цвет, задать условия отображения и т.д. [2].
Интерактивная среда Geogebra открывает учителю новые дидактические возможности. Прежде всего, она служит для подготовки наглядных учебных моделей: графиков функций, геометрических чертежей, таблиц, диаграмм.
Рассмотрим примеры использования среды Geogebra на конкретных примерах.
В 6 классе изучается тема «Координатная плоскость». На первом уроке вводится понятие системы координат, координатной плоскости, координат точки, абсциссы и ординаты. При традиционной форме урока все построения делаются на меловой доске, что вызывает некоторые неудобства. Время при этом тратиться нерационально. В данном случае целесообразно использовать программу Geogebra. В координатной плоскости можно создавать различные картинки (эти задания очень любят выполнять ученики). Для этого необходимо отметить точки с заданными координатами и последовательно соединить их отрезками. Например, данный рисунок был создан с помощью сервиса Geogebra.
Рисунок 1 – Создание рисунка с помощью GeoGebra
При изучении темы «Сумма углов треугольника» многие учителя предлагают учащимся выполнить практическую работу по измерению углов нескольких треугольников различного вида и вычисления их суммы. Эту работу можно автоматизировать. Работая в среде GeoGebra, учащимся достаточно одного треугольника, который они исследуют: изменяя положение вершин получать различные треугольники и фиксировать результаты измерений как самостоятельно, так и автоматически в таблице. Анализируя полученные результаты, учащиеся выдвигают гипотезу, что сумма углов треугольника равна 180 градусов [3].
Рисунок 2 – Сумма углов треугольника
Программа GeoGebra позволяет работать и с различными рисунками, например, при изучении тем «Симметрия», «Сечение».
Рисунок 3 – Симметрия фигур Рисунок 4 – Сечение куба плоскостью
Данный сервис также позволяет наглядно представить развертки разных фигур.
Рисунок 5 – Развертка многогранника
Благодаря данному сервису уроки становятся интереснее, познавательнее и динамичнее. Сейчас уже трудно представить себе преподавание без интерактивных технологий, которые открывают перед учителями и учениками новые двери [4].
Таким образом, использование среды GeoGebra на уроках математики обладает рядом преимуществ:
1. На уроках реализуется системно-деятельностный подход, направленный на развитие исследовательской деятельности учащихся, так как GeoGebra может эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика. Ведь программа бесплатная и каждый учащийся может установить её на личных компьютерах и выполнять задания, предлагаемые учителем.
2. Изменяется характер учебной деятельности через разнообразие методов достижения поставленных целей с помощью ИКТ. Тем самым реализуется межпредметная связь математики и информатики.
3. Изучение интерактивной среды доступно для учащихся разного возраста, начиная с 5 класса, т.к. программа русифицирована и проста в использовании в сравнении с другими аналогами.
4. Повышается познавательный интерес к предмету благодаря интерактивности, познавательности среды GeoGebra, и лёгкости построения чертежей.
5. Осуществляется дифференцированный подход в обучении.
6. Программа GeoGebra дает возможность на различных этапах урока более рационально использовать время, тем самым происходит оптимизация учебного процесса.
7. Повышается уровень понимания учебного материала, что объясняется снижением эмоционального напряжения на уроке.
Данные выводы свидетельствуют об эффективности использования интерактивной динамической среды GeoGebra в обучении математике, что ставит ее в приоритет среди разнообразия педагогического инструментария. GeoGebra, как любой новый педагогический инструмент, требует времени на освоение учителями и закрепления среди иных технологий обучения. Несомненно, в дальнейшем для каждого учителя математики интерактивная динамическая среда GeoGebra станет необходимым и полезным инструментом в его педагогической деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Сафонова, Г.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики. [Электронный ресурс] / Г.Г. Сафонова // VIDEOUROKI.NET: сайт. – Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98697689 (дата обращения 10.08.2019).
2. Алышова, Н.С. Использование программы Geogebra на уроках математики. [Электронный ресурс]. / Н.С. Алышова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 19–21. – Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/1/2013/1/5.html (дата обращения 10.08.2019).
3. Уханова, Л.В. Использование среды GeoGebra при решении задач с параметрами [Электронный ресурс] / Л.В. Уханова // Школьная педагогик. – 2018. – №3. – С. 40-44. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3512/ (дата обращения: 10.06.2019).
4. Габдрахманова, Р.Г. Формы проверки знаний учащихся на уроках технологии / Р.Г. Габдрахманова //Школа и производство. – 2012. – № 2. – С. 25-27.
Выходные данные: Ярмухаметова Р.А., Габдрахманова Р.Г. Применение среды GeoGebra на уроках математики с целью активизации познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс] / Р.А. Ярмухаметова, Р.Г. Габдрахманова // Научная Идея. – 2020. – № 1(10). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/17-1-10/170-primenenie-sredy-geogebra-na-urokakh-matematiki-s-tselyu-aktivizatsii-poznavatelnogo-interesa-uchashchikhsya (Дата обращения 01.10.2023.)