Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 338

ГРНТИ: 06 - Экономика и экономические науки

ВАК РФ: 08.00.00 - Экономические науки

Автор(ы): Орлова Л.Д., Крючкова Н.А.

Author(s): Orlova L.D., Kryuchkova N.A.

Название: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭНЕРГОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ 

Title: REGULATORY REGULATION OF SECURITY  OF ECONOMIC SAFETY OF NUCLEAR INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация: в статье рассмотрены нормативно-правовые аспекты регулирования обеспечения экономической безопасности энергохозяйственной деятельности предприятия атомной отрасли.

Abstract: the article discusses the regulatory aspects of regulating the provision of economic security for the energy and economic activities of the nuclear industry enterprises.

Ключевые слова: нормативно-правовые аспекты, регулирование, обеспечение, экономическая безопасность, энергохозяйственная деятельность, предприятие, атомная отрасль.

Keywords: the article discusses the regulatory aspects of regulating the provision of economic security for the energy and economic activities of the nuclear industry enterprises.

 

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что изучение вопроса экономической безопасности предприятий атомной отрасли в области осуществления им энергохозяйственной деятельности, с учётом специфики данного вида деятельности является особым вопросом обеспечения региональной и национальной безопасности страны.

Электроэнергетика – одна из главных составляющих топливно-энергетического комплекса страны, основа функционирования экономики и жизнеобеспечения. Организация энергетического хозяйства является крайне важной и актуальной темой для подробного рассмотрения. 

С учетом существующих макроэкономических и микроэкономических особенностей развития Российской Федерации, атомная энергетика – один важнейших секторов экономической безопасности страны, необходимый для стабильного роста национальной экономики. На корпорацию возложены задачи по рациональной реализации положений единой государственной политики в области мирного использования атомной энергии, сопряженного с соблюдением режима нераспространения ядерных материалов.

ГК «Росатом» на данный момент является крупнейшей в России компанией генерирующей электроэнергию, занимая одно из лидирующих положений на мировом рынке развития и использования ядерных технологий, таких как:

- сооружение атомных электростанций за рубежом (направление является одним из компонентов зарубежного портфеля проектов, на 2016 год были подписаны соглашения на строительство 34 энергоблоков, в 12 странах мира);

- услуги по обогащению урана (занимает первое место в мире с общей долей 36% от данного рынка);

- фабрикация ядерного топлива и элементов его топливного цикла.

В настоящее время существуют общемировые взаимосвязанные тенденции способные оказывать определенное положительное влияние на развитие атомной отрасли Российской Федерации, в частности:

- потенциальное увеличение в долгосрочной перспективе (около 50 лет) совокупного мирового населения с семи миллиардов человек до десяти. Что, в свою очередь, учитывая многокомпонентность и взаимосвязанность сфер, в которых ГК «Росатом» занимается научно-исследовательскими разработками, реализуя свои высококачественные продукты и услуги,  создает определенный спектр возможностей и вызовов, для роста заинтересованности в развитии данной компании;

- стабильная динамика роста мирового (2-3% в год) и российского (1-2% в год) ВВП. Что создаёт рост заинтересованности предприятий и организаций в получении энергоресурсов (электроэнергии), в постоянно растущем количестве; 

- рост мирового потребления электроэнергии. В долгосрочной перспективе (к 2030 году) российское и мировое потребление электроэнергии увеличится на 18,2% (около 1,3% ежегодно) и 31%. По оценкам аналитиков его увеличение в большей степени придется на регионы с наиболее быстро растущими темпами прироста населения и производственных мощностей, в частности в Юго-Восточной Азии, где потребление среди развивающихся стран должно вырасти на 62% (с 8,7 до 14,1 трлн. кВт. ч), по прогнозам аналитиков наибольший прирост должен прийтись на Китай и Индию [1].

Федеральный закон «Об электроэнергетике» определяет электроэнергетику как отрасль экономики Российской Федерации, включающую в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам [2].

В общем виде электроэнергетическая система является совокупностью объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность на оптовом и розничных рынке в сфере электроэнергетики, в том числе осуществляющие:

- производство электрической, тепловой энергии и мощности;

- приобретение и продажу электрической энергии и мощности;

- энергоснабжение потребителей;

- оказание услуг по передаче электрической энергии;

- оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- сбыт электрической энергии (мощности);

- организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

В настоящее время на территории Российской Федерации существует двухуровневая система рынка производства электроэнергии (мощности) и услуг по её передаче которая состоит из:

- оптового рынка;

- розничных рынков.

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) - сфера обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц получивших статус субъекта оптового рынка.

Субъекты оптового рынка - поставщики электрической энергии (мощности) и покупатели электрической энергии (мощности), получившие статус субъектов оптового рынка, заключившие обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Данная отрасль имеет определенные отличительные особенности, такие как:

- постоянное единство потребления и производства, вызванное отсутствием возможности запасать электрическую энергию (и тепловую в значительных масштабах);

- отсутствие возможности наращивать объёмы производства по инициативе энергетиков из-за прямой зависимости объёмов производства непосредственно только от потребителей;

- необходимость разработки ежедневных графиков нагрузки с учетом климатических условий, времени года, дня недели и прочих факторов.

- необходимость беспрерывного  энергоснабжения потребителей, которые являются жизненно важным условием работы всего национального хозяйства;

 - необходимость оценки объёмов о производства и потребления в расчете на и часовые величины энергетических нагрузок;

- планирование потребления на каждые сутки и каждый час в течении года, т.е. необходимость разработки графиков нагрузки на каждый день каждого месяца с учетом сезона, климатических условий, дня недели и других факторов.

Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется на основании следующих нормативно правовых актов:

- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

- Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 36-ФЗ;

- Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 30.04.2018) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»);

- Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (ред. от 30.04.2018) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

Обеспечение экономической безопасности в сфере энергохозяйственой деятельности предприятия является структурно многофазным понятием. Данная структура в частности состоит из:

- комплекса различных мероприятий направленных на прогнозирование, выявление, анализ и оценку основных потенциально возможных внутренних и внешних микроэкономических угроз, для осуществления деятельности предприятия как территориально-производственного комплекса, выполняющего функции по продаже товаров (оказанию услуг), сопряженного с обеспечением трудовой занятости для своих работников, и обеспечения потребителей определенными в соответствии с заключаемым между ними гражданско-правовым договором энергоснабжения, ресурсами надлежащего качества и определенного фактическим потреблением количества; 

- разработки и применение целого комплекса оперативных (текущих) и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз экономической безопасности, локализации и нейтрализации последствий их реализации;

- применения специальных экономических мер для обеспечения безопасности;

- организации научной деятельности в области обеспечения экономической безопасности;

- финансирования расходов на обеспечение экономической безопасности, сопряженного с контролем за целевым расходованием выделенных средств.

Особую значимость в данной сфере имеет базовый нормативно-правовой акт -  Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ [2], который в данном случае является базовым нормативно-правовым актом. Главными задачами Федерального закона являются:

- установление правовых основ экономических отношений в сфере электроэнергетики;

- определение полномочий органов государственной власти на регулирование этих отношений;

- конкретизация основных прав и обязанностей субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

- приведение уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к уровню, обеспечивающему экономически обоснованный уровень доходности инвестиционного капитала;

- регулирование вопроса продажи электрической энергии (мощности) каждым субъектом оптового рынка.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Дуванова, Ю.Н. Угрозы экономической безопасности предприятия // Экономика. Инновации. Управление качеством. [Текст]/ Л.Н. Чайковская, А.Б. Власов, К.П. Летуновский – 2015. – № 4 (9). – С. 188.

2. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 13. – Ст. 1177.

 

Выходные данные: Орлова Л.Д., Крючкова Н.А. Нормативно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности энергохозяйственной деятельности предприятия атомной отрасли  [Электронный ресурс] / Л.Д. Орлова, Н.А. Крючкова // Научная Идея. – 2020. – № 2(11). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/18-2-11/178-normativno-pravovoe-regulirovanie-obespecheniya-ekonomicheskoj-bezopasnosti-energokhozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-atomnoj-otrasli (Дата обращения 07.12.2022.)