Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 517.4

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Миншин М.М., Кухарева Е.А., Ильмушкин Г.М.

Author(s): Minshin M.M., Kukhareva E.A., Ilmushkin G.M.

Название: ЗНАЧИМОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Title: SIGNIFICANCE OF MATHEMATICAL EDUCATION DURING THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация: раскрывается значимость математического образования студентов технического вуза в сфере подготовки специалистов в области информационных технологий.

Abstract: the significance of the mathematical education of students of a technical university in the field of training specialists in the field of information technology is revealed.

Ключевые слова: информационные технологии, процесс, подготовка, специалист, образование.

Key words: information technology, process, training, specialist, education.

 

В современных условиях компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой деятельности и представляют собой движущую силу развития глобального мира. В сложившихся условиях предъявляются серьезные требования к конкурентоспособности инженерных кадров, поскольку вне использования современных информационных технологий практически невозможно эффективно реализовать технологические процессы в производственных условиях. Более того, российская промышленность остро нуждается в профессиональных кадрах в сфере информационных технологий.

Безусловно, профессиональная подготовка данных специалистов осуществляется в соответствии ФГОС , опираясь компетентностный подход в образовании.

Различные аспекты по использованию обозначенного подхода в условиях инженерной подготовки в сфере компьютерных технологий исследовались многими учеными: В.Н. Аниськин, С.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Г.М. Ильмушкин и др.

Следует отметить, успешная профессиональная деятельность будущих инженеров в области информационных технологий в целом определяется сформированностью у них алгоритмического мышления. В этом отношении существенную роль призваны сыграть математические дисциплины, поскольку математика обладают невиданной возможностью развития алгоритмического мышления у студентов - будущих специалистов в области компьютерных технологий. Вне алгоритмического мышления невозможно продуктивная разработка программного обеспечения для работы на ЭВМ, создание баз данных и успешной работы с ними.

Вышеизложенное определяет специфику профессиональной подготовки специалистов в сфере информационных технологий.

В ходе математического образования будущих специалистов в сфере информационных технологий следует особо обращать внимание на различные процессы, механизмы, представляющие алгоритмические процессы. На выделенных примерах в дальнейшем предложить студентам самим разработать программные продукты на изучаемых алгоритмических языках с выходом на ЭВМ.

Итак, математические дисциплины имеют огромный потенциал для формирования у обучающихся алгоритмического мышления. С другой стороны, мы создаем основу для реализации междисциплинарного подхода в образовании, это означает широкое использование знаний из других сфер области человеческих знаний в ходе обучения математике.

В то же время ключевое значение имеет развитие ценностно-мотивационного отношения к изучению студентов математике, означающее ценностное стремление к постоянному расширению своих знаний в предметной области математики, то есть, к ценностному отношению формированию математических компетенций. При этом особо следует обратить внимание на формирование прикладных математических знаний, хотя и не ущемляя формированию теоретических математических компетенций.

Четко выявляется бесспорный постулат психологов о неразрывности знания и мышления: мышление может развиваться только на основе знаний и наоборот, знания могут формироваться лишь на базе мышления. Общие закономерности соотношения мышления и знаний исследованы в работах А.В. Брушлинского [2], А.М. Матюшкина [3], К.Н. Абульхановой-Славской [1]] и др.

Основой процесса обучения математическим дисциплинам становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развития индивидуальных способностей студентов. В ФГОС обозначено требование к формированию у студентов математических определенных компетенций. Однако в процессе обучения математике студентов формированию предложенных математических компетенций обращается недостаточное внимание. Поэтому выделенные математические компетенции следует формировать на протяжении всего периода обучения.

Как свидетельствует практика, формирование познавательной мотивации у студентов в сфере предметной области математики происходит противоречиво и достаточно сложно, ибо данный процесс, по своей сущности, является многоплановым и многогранным и требует от педагогов целенаправленной, систематической работы со студентами во многих направлениях. Прежде всего, это связано с недостаточным уровнем математической подготовленности выпускников образовательных школ к дальнейшему математическому образованию в вузах. Отсюда низкая мотивация учения студентов на первых его этапах.

Выводы. Из изложенного выше следует, что в процессе подготовки инженерных кадров в сфере информационных технологий особое место занимает развитие у них алгоритмического мышления посредством математических дисциплин. От успешного решения которой в целом зависит успех подготовки данных специалистов.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 337 с.

2. Брушлинский, А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. – М.: Университетское, 1990. – 214 с.

3. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.

 

Выходные данные: Миншин М.М., Кухарева Е.А., Ильмушкин Г.М. Значимость математического образования в ходе подготовки специалистов в сфере информационных технологий [Электронный ресурс] / М.М. Миншин М.М. Е.А. Кухарева, Г.М. Ильмушкин // Научная Идея. – 2020. – № 2(11). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/18-2-11/185-znachimost-matematicheskogo-obrazovaniya-v-khode-podgotovki-spetsialistov-v-sfere-informatsionnykh-tekhnologij (Дата обращения 16.04.2024.)