Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК:37.018.4

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Авдеев Д.Э.

Author(s): Avdeev D.E.

Название: РОЛЬ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

Title: THE ROLE OF GENERAL AND VOCATIONAL EDUCATION IN THE PROCESS OF RE-SOCIALIZATION OF PRISONERS 

Аннотация: в статье рассмотрена роль общего и профессионального образования в процессе ресоциализации осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России.

Abstract: the article considers the role of General and vocational education in the process of re-socialization of prisoners at the present stage of development of criminal-Executive system of Russia.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, пенитенциарные учреждения, ресоциализация, профессиональное образование осужденных.

The key words: he penal system, penitentiary institutions, socialization, and vocational education of convicts.

 

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере образовательной работы предлагает «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а так же образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных» [3].

В принятом Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, дается определение понятия «образование». Оно представляет собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности… в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его профессиональных потребностей и интересов.

Образование в Российской Федерации подразделятся на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации на исправительные учреждения возлагается задача создания необходимых условий для получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования (ст.12 УИК РФ), а так же обязательного начального профессионального образования или профессиональной подготовки осужденных, не имеющих профессии (ст. 108 УИК РФ). Кроме этого, получение общего образования наряду с воспитательной работой, общественно полезным трудом и общественным воздействием является одним из основных средств исправления осужденных.

Лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, в большинстве своем обладают асоциальной жизненной позицией, ярко выраженными отрицательными чертами, высокой степенью педагогической запущенности. Основной целью исправления осужденных является возвращение их после освобождения к нормальной жизни, характерной для основной массы гражданского общества. Исходя из этого, исправление можно трактовать как изменение сознания и поведения личности преступника. Этому во многом способствует общеобразовательное обучение осужденных [2].

В современных исправительных учреждениях функционируют вечерние (сменные) общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты, обеспечивающие реализацию права осужденных на получение следующих уровней общего образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обязательному получению общего образования подлежат все осужденные, не достигшие возраста 30 лет. В части второй статьи 112 УИК РФ указано, что осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по желанию. Они зачисляются на учебу по личному письменному заявлению.

Для осуществления непрерывного обучения с момента поступления осужденного и до освобождения из исправительного учреждения педагогам необходимо провести тщательную диагностику его реального уровня образования. Значимость этой работы связана, прежде всего, с тем, что в личном деле осужденного не всегда имеются документы, подтверждающие истинную картину уровня его образования. Кроме того, было бы целесообразно при наличии возможности иметь в личном деле информацию о проведенных учебных консультациях в СИЗО или исправительных учреждениях другого региона (если осужденный переводится из этого учреждения).

В данном вопросе немаловажное значение имеет грамотно проведенная психолого-педагогическая диагностика осужденного, прибывшего в учреждение. В ходе диагностики представляется возможным определить не только актуальный уровень интеллектуального развития и конкретных знаний и навыков, но и изучить особенности воспитания и социализации. По результатам диагностики формируется индивидуальный план сопровождения осужденного, разрабатываются конкретные, адресные рекомендации по индивидуально-воспитательной работе с ним и его ресоциализации.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в различных формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Существенным уточнением является положение, согласно которому допускается сочетание различных форм получения образования.

Самой оптимальной формой для осужденных, находящихся в изоляции от общества, на наш взгляд, является заочная. Кроме этого, конечно, большое значение имеет и самообразование. Фактически профессиональное обучение осужденных осуществляется именно таким образом. Вместе с тем, в последнее время достаточно востребованным и часто применяемым признается и дистанционное обучение.

Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий относится к компетенции образовательного учреждения.

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием. Система дистанционного образования интегрируется в существующие образовательные системы, дополняя и развивая их; способствует созданию мобильной образовательной среды; является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения России в XXI веке, а также содействует непрерывному образованию граждан [1].

Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных к лишению свободы является неотъемлемой частью их ресоциализации. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения. Получение образования в исправительном учреждении неразрывно связано с системой образования в стране, поэтому осужденный после освобождения имеет возможность продолжить учиться. Как правило, профессиональная подготовка осужденных в исправительных учреждениях формируется по тем специальностям, по которым осужденный может трудиться на производстве в исправительном учреждении. Повышение образовательного уровня осужденных, несомненно, приводит к укреплению нравственных устоев. Так, необходимо раскрыть, что понимается под нравственным воспитанием. Традиционно, под нравственным воспитанием понимается сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Основной целью нравственного воспитания в пенитенциарной педагогике является формирование у личности осужденного жизненной установки, мировоззрения, ценностных ориентаций. Исходя из этого, законодатель включил в качестве одного из основных и важнейших средств исправления осужденных получение ими общего образования и их профессиональную подготовку (п. 2 ст. 9 УИК РФ) [2].

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ получение общего образования и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы называется одним из средств, направленных на исправление и ресоциализацию. Таким образом, в местах лишения свободы сохраняется возможность получения осужденным рабочей специальности и повышения им образовательного уровня. Однако особенности современного рынка труда предопределяют необходимость владения не только конкретной профессиональной специальностью, но и способностью человека к постоянному профессионально-личностному самоопределению, профессиональной самореализации и профессиональному саморазвитию, которые являются неотъемлемыми компонентами ресоциализации осужденного к лишению свободы после его освобождения из мест лишения свободы. Поэтому лицу, отбывающему наказание важно осознать, что условия рынка потребуют от него, помимо определенных профессиональных знаний, умений и навыков, в первую очередь готовность формировать себя, ориентируясь на конкретную профессиональную деятельность. Следовательно, для успешного протекания процесса ресоциализации осужденного к лишению свободы после освобождения необходимо выявить социально-педагогический потенциал профессионального образования в исправительном учреждении как средства ресоциализации осужденного, в этом направлении на наш взгляд должны проводиться современные научные исследования, чтобы на их основе могли быть разработаны эффективные технологии реализации образовательного процесса в условиях пенитенциарных учреждений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Бутенко, Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект : монография / Т.П. Бутенко. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – 169 с.
  2. Исправление осужденных: монография / под ред. д.ю.н., профессора Ю.М. Антоняна; ФКУ НИИ ФСИН России. – Тверь : ФКУ НИИПТ ФСИН России, 2014. – 331 с.
  3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №1772-р (редакция от 23.09.2015). Доступ из СПС «Консультант Плюс».

 

Выходные данные: Авдеев, Д.Э. Роль общего и профессионального образования в процессе ресоциализации осужденных [Электронный ресурс] / Д.Э. Авдеев // Научная Идея. – 2017. – 1(1). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/8-1/19-rol-obshchego-i-professionalnogo-obrazovaniya-v-protsesse-resotsializatsii-osuzhdennykh (дата обращения 1.04.2017).

 

Скачать статью