Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 74.01/09

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Огуречникова Д.С.

Author(s): Ogurechnikovа D.S.

Название: ФОРМЫ ФИКСАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Title: FORMS OF FIXING OF DESIGN THINKING IN TRAINING OF ARCHITECTURAL AND DESIGN ACTIVITY

Аннотация: в статье раскрывается разнообразные методические приемы в формировании проектного мышления в процессе обучения архитектурно-дизайнерской деятельности.

Abstract: in the paper the author unfolds different methodological techniques to develop the project-oriented thinking in architecture and design.

Ключевые слова: мышление, визуализация, проектная практика, проектные методы

The key words: thinking, visualization, design practice, design methods.

 

Современное состояние образования в области архитектурно-дизайнерской деятельности свидетельствует о востребованности архитектурного проектирования. Наблюдая стремительное изменение городского пространства за последние 10-15лет можно лучше понять проектное мышление архитекторов и градостроителей, спрогнозировать дальнейшие тенденции в обучении дизайнеров и архитекторов в контексте формирования облика городов.

Зодчество 21века имеет совершенно другие характеристики по сравнению с архитектурно - стилистическими предпочтениями предыдущих столетий. В нынешнем веке архитектурно-дизайнерское образование особенное внимание уделяет индивидуальному стилю проектного мышления, новациям на основе применения в практике архитектурного проектирования цифровых, компьютерных технологий. Саморефлексия как неотъемлемая часть обучения профессиональному мышлению встает на место «слепому» впитыванию стилевых характеристик. Она же создает основу для инновационных технологий в фиксации автором особенностей подхода к проектированию, формообразованиям.

На протяжении всей истории развития архитектуры и градостроительства совершенно независимо от уровня развития технического процесса отчетливо прослеживается связь между объектом проектирования (строительства) и традиционной системой его фиксации.

В основе проектного мышления архитектора лежит интеграция мыслительных операций, направленных на формирование проектного замысла, выработка оптимальных решений проектно-творческой задачи, выбор материалов и средств отображения и визуализации проектного решения, планирование всего проектного процесса с учетом его конкретной специфики.

Весь ход работы над проектом, мыслительный процесс рождения образа и структуры будущего сооружения непрерывно фиксируется в виде различного рода изображений. Известны несколько традиционных методов проектирования (фиксации проектного решения): графический , модельно- макетный, макетно-графический метод.

Графический метод основан на условном изображении пространства и предметов на плоскости по законам начертательной геометрии. Сущность этого метода проектирования заключается в том, что весь аналитический процесс изучения задания на проектирование, творческий процесс поисков идеи будущего сооружения и детальная техническая разработка проекта для передачи на строительство сопровождаются графическим изложением мыслей, образов, сравнений, технических решений и деталей с помощью эскизов, чертежей, графиков, таблиц, схем, текстов и т. д. При этом для каждой ступени процесса проектирования характерны определенные графические приемы.

В общем случае графический метод отвечает условиям проектирования всех частей сооружения, промышленного предприятия, района (технологии, архитектуры, конструкций, санитарной техники, энергетики, планировки и т. д.), не требует сложного оборудования и инструмента, доступен каждому технически грамотному специалисту и может применяться в предельно широком диапазоне, допуская изображения любых величин—от целого района до мельчайших деталей зданий и сооружений.

Эти достоинства послужили причиной того, что он по сути дела, стал на долгое время международным языком во всех областях научной и проектной деятельности. В проектировании применяют и другие методы, но в них, однако, нельзя обойтись без графических изображений. Поэтому графический метод проектирования (изображения проектных решений) по праву следует считать основным.

Модельно-макетный метод. Основой этого метода проектирования является компоновка объемов и объемных моделей и элементов сооружения непосредственно в пространстве, иначе – объемно-пространственное моделирование здания, сооружения, среды. За последние годы этот метод успешно внедряется в проектную практику промышленных предприятий. Он обладает рядом положительных особенностей и наиболее успешно применяется при проектировании технологической части предприятий, насыщенных сложным оборудованием и коммуникациями, и генеральных планов.

Модельно-макетный метод позволяет в относительно короткие сроки, имея набор условных, унифицированных модельных элементов и моделей конструкций и оборудования, рассмотреть большое число возможных компоновок и отобрать наиболее приемлемую (в пределах имеющейся в распоряжении проектировщика макетотеки).

Большая практическая ценность и прогрессивность этого метода состоит в том, что основа современного научного эксперимента – моделирование – становится обязательной составной частью процесса проектирования, что особенно важно при решении архитектурных задач проектирования.

Макетно-графический метод. Как показывает практика, при решении современных задач промышленного строительства комплексный макетно-графический метод наиболее полно отвечает существу творческого процесса архитектурного проектирования. Сущность этого метода – в рациональном сочетании художественно-графического мастерства и творческого композиционного мышления с масштабным моделированием объемов и элементов зданий и сооружений и их комплексов в пространстве. Применение эскизного макетирования при поиске образа и объемной компоновки-идеи сооружения; при сравнении и выборе, работа на крупномасштабном макете с параллельной художественно-графической проработкой пропорций и внешнего облика зданий; моделирование интерьера производственных и обслуживающих помещений и рабочих мест с одновременными графическими проработками цветовых и размерных соотношений; поиск формы, рисунка, фактуры, пластики несущих и ограждающих конструкций, архитектурных деталей при помощи изготовления их моделей-макетов по графическим эскизам; поиски композиции, рисунка, взаиморасположения, размеров и конфигурации зданий и сооружений на генеральном плане и в проектах планировки и застройки; создание рабочих макетов генеральных планов, зданий и сооружений – это тот неполный перечень областей творческого процесса архитектурно-строительного проектирования, где макетирование и моделирование является незаменимым инструментом и помощником архитектора.

Таким образом, макетно-графический метод, сочетающий в себе художественно-графические приемы и пространственное моделирование, может рассматриваться на данном этапе как универсальный в архитектурном проектировании. Именно поэтому он быстро развивается и совершенствуется.

Благодаря современным компьютерным технологиям мышление архитекторов перестает следовать классическим и традиционным формам, отказывается от стандартов и канонов.

На сегодняшний день актуальны поиски новых методов обучению проектированию форм. Их пытаются найти в диаметрально противоположных направлениях – и в современной математике хаоса и нелинейности и в радикальной эклектике и в «архитектуре без архитекторов». Архитектор мыслит такими категориями, как пространство, объем, форма, композиция, образ, все, из чего состоит архитектура. Ранее подразумевалось только реальное физическое пространство. Но поскольку первоначально идеи формируются в сознании человека, соответственно это пространство потенциально возможного стали называть «виртуальном пространством». Характерная черта современной архитектуры - это возможность использования в качестве концепций различные образы, метафоры и т.д.

Процесс обучения архитектурной деятельности претерпевает сильные изменения в связи с развитием компьютерных технологий. Процесс фиксации проектных решений существенно дополняется, в иных случаях заменяется компьютерными и информационными (IT) технологиями. С помощью языков программирования и скриптовых интерфейсов, которые в большом количестве предлагаются современными разработчиками в сфере моделирования объектов окружающей среды, в процессы проектирования внедряются автоматизированные процедуры, которые предназначены помочь пользователю достичь искомых решений быстрее и эффективнее. С привлечением компьютерных средств и программ архитектор получает дополнительную возможность расширения сферы формотворчества в аспектах сложности построения, варьирования, модифицирования, трансформации форм и экономии времени их проектирования.

Проектно-ориентированные программы 80-х годов 20века (САПР) дополнились в 21веке специализированными инженерными, конструкторскими и архитектурными проектными программами, такими как AutoCAD, ArchiCAD. Обогащение методов фиксации проектных замыслов произошло благодаря «визуализаторам» - компьютерным программам, позволяющим создавать объёмные модели физических тел. Лидерами в этой области являются такие программы как 3D Studio Max, Maya, Lightwave 3D, Softimage, Sidefx Houdini, Maxon Cinema 4D, Rhinoceros 3D, ZBrush, Catia. Эти программные пакеты позволяют создавать трёхмерную графику, т.е. моделировать объекты виртуальной реальности и создавать на основе этих моделей натуралистические изображения. Изображения, созданные с помощью такого программного обеспечения, становятся одной из основных составляющих современного архитектурного процесса фиксации проектного мышления.

Таким образом, применение традиционных и цифровых технологий фиксации проектного мышления открывают новые возможности в обучении архитекторов и дизайнеров, новые направления в самой архитектурной деятельности.

 

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.  Быстрова, Т.Ю. 10тезисов о проектном мышлении архитекторов: критический анализ статьи Чарльза Дженкса [Электронный ресурс] / Т.Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2010. – № 2. – С. 192-196. Режим доступа: http://uniip.ru/juornal/arhiv/soderghanie/59-av-2-2010/97-2-2010-bystrova (дата обращения: 06.01.2017).

2.  Волынсков, В.Э. Информационно – технологические методы проектирования в архитектурном формообразовании [Электронный ресурс] : автореферат дис. ... кандидата архитектуры наук: 05.23.20 / Волынсков Владимир Эдуардович; [Место защиты: Московском архитектурном институте (государственной академии)]. – Москва, 2012. – 27 с. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/236321/informacionno-tehnologicheskie-metody-proektirovaniya-v-arh... (дата обращения: 06.01.2017).

3.  Соловьев, Л.В. О языке проектной графики формообразования в архитектуре [Электронный ресурс] / Л.В. Соловьев // Архитектон: известия вузов. – 2012. – № 39. – С. 35-45. Режим доступа: http://archvuz.ru/sites/archvuz.ru/files/pdf/ArchPHE%2339%28Art4%29pp35-45Solovyev.pdf (дата обращения: 06.01.2017).

4.  Методы проектирования. Режим доступа: http://domremstroy.ru/stroyka/pla40.html (дата обращения: 06.01.2017).

Скачать статью