Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 37

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Гайнетдинов Р.Р., Клюкин В.С.

Author(s): Gainetdinov R. R., Klyukin V. S.

Название: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Title: DEMO EXAM AS A NEW FORMAT OF SUMMARIZING LEARNING AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проведения демонстрационного экзамена в процедуре государственной итоговой аттестации в СПО.

Abstract: the article deals with the issues of the demonstration exam in the procedure of the state final certification in the str.

Ключевые слова: WorldSkills, eSim, демонстрационный экзамен, среднее профессиональное образование, ФГОС, ТОП-50, государственная итоговая аттестация.

Key words: WorldSkills, eSim, demonstration exam, secondary vocational education, GEF, TOP 50, state final certification.

 

Демонстрационный экзамен предполагает оценку профессиональных компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Основные принципы проведения демонстрационного экзамена:

• трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;

• независимость экзамена от способа подготовки соискателя;

• индивидуальный подход.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании. Так например это:

• квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;

• промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;

• практическая работа, как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.

Формат демонстрационного экзамена, внедряемого в процедуру государственной итоговой аттестации, послужит моделью независимой оценки качества подготовки кадров без проведения дополнительных процедур. С его помощью удастся определить уровень знаний и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность по конкретной специальности в соответствии со стандартами WorldSkills. Все компетенции, по которым будет проходить демонстрационный экзамен, соответствуют специальностям из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования Министерства труда и социальной защиты России: «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «Технология металлообрабатывающего производства» «Графический дизайн», «Мехатроника», «Управление беспилотными летательными аппаратами», «Многоосевая обработка на станках с ЧПУ» и многие другие [1].

Для образовательных учреждений, проведение демонстрационного экзамена – это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации. Все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WorldSkills.

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций разработана по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации [2].

Обязательные условия для проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Россия:

1. Контрольно-измерительные материалы, оценочные средства разрабатываются на основе конкурсных заданий и критериев оценки Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) 2017 года и должны содержать все модули заданий Финала.

2. Процедура выполнения заданий демонстрационного экзамена и их оценки проходит на площадках, материально-техническая база которых соответствует требованиям Союза «WorldSkills Россия».

3. Оценка результатов выполнения заданий экзамена осуществляется исключительно экспертами WorldSkills, прошедшими обучение, и имеющими свидетельства о праве оценки выполнения заданий демонстрационного экзамена и свидетельства о праве проведения корпоративного или регионального чемпионата. При этом, не допускается оценивание результатов работ студентов и выпускников, участвующих в экзамене экспертами, принимавшими участие в их подготовке или представляющими одну с экзаменуемыми образовательную организацию. Но, указанные эксперты имеют право оценивать работы других участников экзамена.

4. Регистрация участников и экспертов демонстрационного экзамена осуществляется в Электронной системе мониторинга, сбора и обработки данных (eSim).

5. Для регистрации баллов и оценок по результатам выполнения заданий демонстрационного экзамена используется международная информационная система CompetitionInformationSystem (система CIS).

6. Не допускается проведение экзамена в группах, сформированных из разных учебных групп. Количество участников ДЭ должно быть не менее 70% от количества студентов учебной группы.

В перспективе внедрения Демонстрационного экзамена в ГИА в личном профиле каждого участника в системе eSim будет создан электронный паспорт профессионала, который позволит: - сравнить результаты участника ДЭ с мировым уровнем; - позволит оценить качество его подготовки; - определить точки роста СПО (обр. программы, мат. тех. база, педагогический состав); - выпускник может получить предложение на работу по итогам экзамена; - предприятие может осуществить подбор сотрудников из числа выпускников; - право доступа к результатам экзамена может быть предоставлено предприятиям-партнерам Союза «WorldSkills Россия» в соответствии с подписанными соглашениями с соблюдением норм федерального законодательства о защите персональных данных.

Все обучающиеся, успешно сдавшие демонстрационный экзамен, вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации – документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами WorldSkills Россия. Для образовательных учреждений проведение демонстрационного экзамена – это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава. А для выпускников – это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации [3].

Проблемой образовательных организаций для обеспечения процедур демонстрационного экзамена станет неизбежное повышение затрат на расходные материалы, коммунальные платежи, оплату экспертов.

В данном случае необходимо говорить о формировании принципиально новой модели привлечения участников процесса, внедрение принципа открытости оценочных процедур, интеграции в данный процесс дополнительных интересантов и инвесторов.

Также в процессе проведенных дискуссий несомненной проблемой была отмечена ограниченность количества и недостаточность квалификации педагогических кадров, их слабая методическая подготовка в вопросах проведения квалиметрических процедур, в то время как трудоемкость разработки заданий к демонстрационному экзамену значительно выше и требует глубоких профессиональных знаний в области подготовки технологически обоснованных задач.

Поиск решения данной проблемы сегодня выходит за рамки отдельной образовательной организации и предусматривает оптимизацию использования методических ресурсов системы профессионального образования: для формирования банка соответствующих экзаменационных заданий реальной методической поддержкой может стать помощь учебно-методических объединений, межрегиональных центров компетенций, участие заинтересованного профессионального и педагогического сообщества.

В заключение следует отметить, что разрешение выше обозначенных противоречий становится возможным путем комплексной модернизации системы проведения экзаменационных процедур по итогам освоения программ подготовки рабочих и специалистов в СПО.

При этом использование критериальной основы, организационных методик и технологий оценивания по формату WorldSkills, применение процедур проведения профессиональных экзаменов в рамках системы независимой оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов, организация обмена опытом на базе межрегиональных центров компетенций, распространение лучших практик и активное привлечение работодателей – это те меры, которые могли бы обеспечить сегодня значительное увеличение количества образовательных организаций, вовлеченных в процесс внедрения востребованных и перспективных профессий и специальностей ТОП-50.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013 – 2020 гг. (одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК – 5 вн).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. № 2108-р «Об утверждении перечня мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников».

 

Выходные данные: Гайнетдинов Р.Р., Клюкин В.С. Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях [Электронный ресурс] / Р.Р. Гайнетдинов, В.С. Клюкин // Научная Идея. – 2018. – 1(4). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/nomer-1-4/11-1-4/78-demonstratsionnyj-ekzamen-kak-novyj-format-podvedeniya-itogov-obucheniya-v-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiyakh  (Дата обращения 19.03.2024)

 

Скачать статью