Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 796.371

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Ильмушкин Г.М.

Author(s): Il'mushkin G.M.

Название: О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

Title: ABOUT CONCEPTUAL APPROACHES TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Аннотация: в работе описываются концептуальные подходы к профессиональному самоопределению учащихся, которые должны быть положены в основу педагогами в профессиональной ориентации учащихся.

Abstract: the paper describes conceptual approaches to the professional self-determination of students, which should be used as the basis for teachers in the vocational guidance of students.

Ключевые слова: концептуальные подходы, профессиональное самоопределение, обучение, воспитание, процесс, гуманизация, субъект, формирование.

Keywords: conceptual approaches, professional self-determination, education, upbringing, process, humanization, subject, formation.

 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения концептуальных подходов к профессиональному самоопределению учащихся в современных условиях глобализации мира.

Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся.

Цель исследования: охарактеризовать концептуальные подходы к профессиональному самоопределению учащихся с учетом современной парадигмы в образовании.

Выбор профессии представляет собой активный поиск личностью своего назначения в социальной жизни, который следует рассматривать с двух позиций:

1. С точки зрения самого обучающегося, его интересов, способностей, возможностей.

2. С учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и требований, выдвигаемых профессией человеку.

Тем самым, основные трудности профессионального самоопределения учащихся обусловлены с недостаточным уровнем самопознания, а также недостаточной ориентацией в мире профессий.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма [1].

В частности, некоторые аспекты профессионального самоопределения учащихся рассмотрены в работах [2-4].

Профессиональное самоопределение учащегося мы рассматриваем не только как процесс выбора профессии, но и как целостный процесс его духовно-нравственного развития и использования способностей для реализации личностного потенциала.

Такой подход представляет собой целостный процесс педагогического взаимодействия и влияния на учащегося. В то же время следует подчеркнуть, что на протяжении длительного времени формы и методы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению определялись в основном целями государственной политики в системе профессионального образования. Сегодня ситуация изменилась, учащиеся более активно выражают свои отношения к профессиональному самоопределению и принятию ответственности за собственный профессиональный выбор.

При разработке концептуальных подходов к профессиональному самоопределению учащихся многие исследователи справедливо отмечают неубедительность воспитательной концепции, в соответствии с которой осознанный профессиональный выбор должен, в первую очередь, отвечать потребностям государства, общества, конкретного экономического региона в производственных кадрах. При таком подходе основной акцент делался не на субъекта образовательной деятельности, а на интересы и потребности производственной сферы в кадрах [6]. То есть, декларируя образовательные интересы личности, на практике подгонялось ее интересы, склонности и способности к потребностям конкретного производства, тем самым нарушая в определенном смысле гуманистическую сущность характера профориентации. В этих условиях на первое место выходит создание организационно-педагогических условий для свободного проявления индивидуальных способностей, наклонностей и мотивов учащегося.

Проблема воспитания и формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях глобализации мира становится приоритетной.

В этих условиях главным концептуальным положением становится   гуманизация профессионального самоопределения, предполагающая реализацию на практике личностно-ориентированной модели образования и воспитания, рассматривающей развитие личности с учетом ее самоценности и уникальности.

Наиболее активным периодом профессионального самоопределения личности является юношеской возраст. Молодой человек в силу как внешних, так и внутренних причин вынужден в какой-то степени «примерить» на себя все возможные социальные роли, пересмотреть перспективу своего развития во всех основных сферах жизнедеятельности – профессиональной, бытовой, общественно-политической и других, должен определиться идеологически. Поэтому юношеский возраст считается периодом интенсивного развития самосознания личности.

В период ранней юности из-за необходимости самоопределения нарушается равновесие внутреннего мира молодого человека. Если подростки, создавая жизненные планы, мало думают о реальности их осуществления, то юноши уже решают какими путями возможно достижение желаемого. Что характерно, юность всегда ориентирована на перспективу.

Движущими силами личностного развития является наличие определенного круга противоречий, которые молодой человек должен решить. Эти противоречия в юношеском возрасте можно очертить как несоответствие между социальными и внутриличностными запросами молодого человека и имеющимися возможностями к их реализации.

Стержневым в процессе юношеского самоопределения является осознание потребности в самопознании и самоусовершенствовании, которое неразрывно связано с содержанием усвоенной субъектом системы научных знаний, процессом формирования мировоззрения, мотивом достижения в целом, самоопределением в частности.

По мнению автора [5], рефлексия в раннем юношеском возрасте является показателем ответственности юношей и девушек.

Обобщая результаты изучения возрастных особенностей развития личности в юности, охарактеризуем психолого-педагогический механизм жизненного самоопределения личности в этом возрасте следующим образом:

1. Формирование индивидуально-личностной картины мира, в котором юноша осуществляет свою жизнедеятельность, определение той актуальной жизненной среды, которая является важной для собственного развития и самореализации.

2. Формирование личностного «Я» путем выявления собственных способностей и личных качеств в практической деятельности и сравнения себя с другими людьми.

3. Личностное осознание своего жизненного назначения, смысла своей жизни, определение собственной стратегической цели жизни и осмысление личностью жизненной перспективы.

4. Овладение необходимыми компетенциями, определяющими способность человека ориентироваться в жизненных ситуациях, принять правильное решение, обеспечивающее успех.

Итак, жизненное самоопределение человека обеспечивается единством и взаимосвязанностью следующих составляющих: мировоззренческой; ценностно-целевой; мотивационно-потребностной.

Как показывает, педагогическая действительность, на процесс профессионального самоопределения существенно влияют такие факторы, как:

– социально-экономические;

– социально-психологические;

– психологические факторы;

– индивидуально-психофизиологические особенности.

В то же время мы полагаем, что профессиональное самоопределение не является сиюминутным актом. Оно разрешается в процессе непрерывного прохождения ряда возрастных периодов, то есть, в процессе всего периода обучения в школе.

Таким образом, интересы и взгляды обучающегося на свою будущую профессию изменяются, в связи с этим в разные периоды обучения может измениться и его отношение к профессии. Поэтому в плане профессионального воспитания, соответственно каждому периоду обучения должны быть четко сформулированы основные задачи, определяющие содержание воспитательной деятельности в процессе профессионального самоопределения. Для успешного профессионального самоопределения обучающегося необходимо следует совершенствовать сам воспитательный процесс, поскольку вне этого процесса не может происходить профессиональное самоопределение личности.

Выводы. Итак, в процессе постановки учебно-воспитательной цели, педагог концентрирует свое внимание не только на профессиональное самоопределение учащихся, а также принимает во внимание их сущностные силы, включая их в объективные отношения со средой.

В условиях реализации идеологии компетентной стратегии образования, обучение и воспитание должны быть направлены на формирование определенных общекультурных и профессиональных компетенций. Тем самым педагог должен понимать и осознавать, что обучение и воспитание представляют единый процесс и определяются содержанием образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.Ф. Дубровиной. – М. : Педагогика, 1989. – 168 с.
  2. Ильмушкин Г. М., Профессиональная направленность довузовской подготовки учащихся сельских общеобразовательных школ / Г. М. Ильмушкин, Р. Н. Байгуллов // Педагогическое образование: вызовы 21 века. Мат. Межд. научно-практич. конф., посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина, 22-23 сентября 2011 г., Москва, МГПУ. – Ч. 1. – С. 189-192.
  3. Ильмушкин, Г. М. Оценивание эффективности сетевой модели профильной подготовки учащихся / Г.М. Ильмушкин, Л.В. Лисов // Образование в техническом вузе в 21 веке. Международный научно-метод. сб. – Вып.5. – Набережные Челны : Камская госуд. инженерно-экономич. академия, 2009. – С. 21-24.
  4. Ильмушкин, Г. М. Моделирование сетевой профильной подготовки учащихся в системе среднего образования / Г.М. Ильмушкин, Л.В. Лисов // Сб. трудов Межд. научно-технич. и образовательной конф. (28-31 марта 2010 г.) «Образование и наука-производству». – Ч. 2. – Книга 1. – Набережные Челны : Камская госуд. инженерно-экономич. академия, 2010. – С. 98-100.
  5. Некрасова, Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: дисс. … канд. психол. наук. – М., 1988. – 175 с.
  6. Новиков, М.А. Проблемы демократизации профессионального образования / М.А. Новиков // Специалист. – 1999. – № 1. – С. 4-5. 

 

Выходные данные: Ильмушкин, Г.М. О концептуальных подходах к профессиональному самоопределению учащихся [Электронный ресурс] / Г.М. Ильмушкин // Научная Идея. – 2017. 2(2). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/9-2-2/33-o-kontseptualnykh-podkhodakh-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-uchashchikhsya (Дата обращения 07.12.2022.) .

Скачать статью