Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 378

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Михелькевич В. Н., Мякинькова С. Н.

Author(s): Mikhelkevich V. N., Myakinkova S. N.

Название: ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Title: APPLICATION OF THE PROJECT METHOD FOR THE FORMATION OF INFORMATIVELY – COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы практической реализации метода проектов в процессе формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вузов. Дается определение понятия «информационно-коммуникативная компетентность». Приводятся данные о возникновении и развитии метода проектов в российской и зарубежной педагогике. Описываются требования к применению метода проектов в образовательном процессе.

Abstract: in the article questions of practical realization of a method of projects in the course of formation of informatively-communicative competence of students of college. A definition of the concept of "informatively-communicative competence" are given. Information on the origin and development of the method of projects in Russian and foreign education are given. The requirements for the application of the project method in the educational process are described.

Ключевые слова: студенты вузов, проектный метод обучения, информационно-коммуникативная компетентность.

Keywords: university students, the project method of teaching, informative-communicative competence.

 

Начало XXI века характеризуется многократно возросшим уровнем информационного потока, стремительным развитием технологий, которые необходимо освоить человеку для успешной социализации. При этом все большее значение приобретает вопрос решения экологических проблем. Проявления технологического воздействия настолько серьезные, что все более неоспоримым становится вывод, что некоторые отрасли промышленности (в частности энергетическая) требуют не просто доработки или улучшения применяемых технологий, а их замены на принципиально новые.

Для решения этой задачи требуются специалисты, способные создать научный коллектив для проведения междисциплинарных научных исследований с целью предложения инновационных идей.

Важнейшей задачей при подготовке таких специалистов в вузе становится формирование у них информационно-коммуникативной компетентности. В рамках данной работы мы предлагаем следующее определение ИКК – это интегративная характеристика личностных качеств специалиста, способного не только овладеть необходимыми профессиональными знаниями, но и умеющего эффективно их использовать и в стандартных, и в непривычных профессиональных ситуациях; знающего разнообразные приемы поиска информации (не только из своей, но и смежных профессиональных областей), ее оценивания и преобразования с целью использования в профессиональной деятельности с сочетанием индивидуальных и коллективных форм взаимодействия [1].

Данная компетентность по сути является метапредметной, ее формирование начинается еще в годы обучения в средней школе, а во время учебы в вузе высокий уровень ее сформированности позволяет студентам не только усваивать профессиональные знания, отрабатывать навык их применения в трудовой деятельности, но и критически подходить к существующим технологиям, предлагать инновационные решения.

Одним из продуктивных способов формирования информационно-коммуникативной компетентности является применение в образовательном процессе метода проектов. Этот метод не является новым в педагогике – он был предложен в начале XX века американским философом и педагогом Д. Дьюи, тогда же в России С.Т. Шацкий с группой единомышленников применял этот метод в образовательном процессе. В 1931 году правительство Советской России запретило применение этого метода, до 70-х годов он не использовался. За рубежом работа по совершенствованию применения метода в образовательном процессе продолжалась, он используется в вузах Западной Европы и США до сих пор.

С конца XX века в России этот метод приобретает все большую популярность. Важным фактором его применения является то, что он повышает мотивацию студентов к активности в обучении – одна из тенденций современного высшего образования в России состоит в том, что студенты, обучающиеся на большинстве специальностей, не уверены, что смогут устроиться на работу по специальности по окончании вуза. Работа с проектом по актуальной теме позволяет студентам узнать специфику своей профессии, заинтересоваться современными проблемами, предложить пути их решения, в результате получить направление не только для научных исследований, но и для профессионального роста.

В педагогической практике сложились следующие требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования [2].

Темы проектов могут быть не только в рамках изучения учебных дисциплин. Проводятся различные научно-практические конференции студентов, где можно предложить свое решение актуальных профессиональных задач.

В результате работы над проектом студенты не только формируют навык работы с информацией, но и умение работать в коллективе, разбивая одну большую задачу на несколько меньших, распределяя объем работы между участниками проектной команды. Такие умения наряду с полученными профессиональными знаниями помогут студенту в будущем обеспечить себе профессиональную успешность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Мякинькова, С. Н. Информационно-коммуникативная компетентность и ее роль в профессионально-творческом развитии студентов / С. Н. Мякинькова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции / под ред. А.В. Немчининова. – М. : Изд-во «Перо»; Вольск: Тип. ВВИМО, 2016. – Ч.3 Актуальные проблемы психологии и педагогики. В 2 кн. Кн. 2. – С. 40-47.

2. Полат, Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат. – Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/3.htm (дата обращения: 20.04.2017).

 

Выходные данные: Михелькевич, В. Н. Применение проектного метода при формировании информационно-коммуникативной компетентности студентов [Электронный ресурс] /  В. Н. Михелькевич, С. Н. Мякинькова // Научная Идея. – 2017. 2(2). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/9-2-2/35-primenenie-proektnogo-metoda-pri-formirovanii-informatsionno-kommunikativnoj-kompetentnosti-studentov (Дата обращения 29.03.2024) .

Скачать статью