Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 004:377

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы):  Ладик Е. П.

Author(s): Ladik E. P.

Название:  ОБУЧЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Title: THE EDUCATION OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN DUBUQUEY PERIOD IN TERMS OF SPECIAL EDUCATION WITH THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация: в статье изучены такие вопросы как особенности развития письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, инновационные методы и средства обучения детей в добукварный период.

Abstract: the article deals with such issues as the peculiarities of development of written speech at younger school students with intellectual insufficiency, innovative methods and tools for teaching in dubuquey period.

Ключевые слова: инновационные технологии, образование, добукварный период, интеллектуальная недостаточность.

Key words: innovative technologies, education, dubuquey period, intellectual disabilities.

 

В настоящее время нельзя представить учебный процесс в образовательных учреждениях без применения информационных технологий. На уроках педагоги используют мультимедийные технологии, учащиеся участвуют в различных интернет-мероприятиях, руководство осуществляет администрирование с помощью сети интернет.  

Социализация детей, особенно младшего школьного возраста, неразрывно связана с применением информационных технологий. При выборе средств информационных технологий нужно учитывать умственные способности обучаемых детей и их потенциал к обучению. Результативное обучение детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) должно проходить с учетом устранения недостатков их высших психофизических функций [1].

При становлении детей с особыми образовательными нуждами, проективные технологии являются вспомогательным набором для устранения отклонений в формировании личности ребенка. Обучающиеся в процессе урока, на котором применяются различные инновационные технологии, приобретают чувствительный и познавательный заряд, который вызывает у них желание исследовать, возвращаться к этому процессу вновь и таким образом развивает у них положительную мотивацию к обучению. Поэтому, применение информационных технологий, разработанных для учащихся специализированных школ с ОПФР является очень значимым фактором.

В последнее десятилетие ХХ столетия стартовало создание психолого-преподавательского подхода к направленному, поэтапному введению компьютерной техники, как новейшего ресурса преподавания ребятам дошкольных и школьных лет с особенными образовательными нуждами.

Применение информационных технологий считается очень эффективным преподавательским орудием для осуществления просветительных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач работы вспомогательных средних учебных заведений.

Необходимо отметить, что по отношению к детям с нарушениями развития классические образовательные технологии зачастую прекращают функционировать, либо становятся не в достаточной мере результативными для решения нужных развивающих и образовательных целей на любой возрастной стадии [2, с. 12].

Обоснованно, что создание средств преподавания ребятам с особенными образовательными нуждами всегда рассматривалось как обязательное направление изучений специальной педагогики. Цели и задачи, стоящие перед прогрессивным воспитанием, значительно преобразились. Упор начал переноситься с «освоения познаний» на развитие «компетентности», акцент производится на личностно-направленный аспект, образовательные учреждения поддерживаются передовыми ПК, электронными ресурсами, допуском к сети Интернет и др. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном деле содействует благополучному и гармоническому функционированию ребенка в информационно и технологически ярком обществе, а кроме того формирует запас знаний, мастерство и умения, содействует увеличению качества преподавания, воспитания [3, с.122].

Как подчеркивает С. Л. Мирский «Интеллектуально неразвитые – это ребята, у каких в следствии базисных поражений головного мозга прослеживается расстройство стандартного формирования психических, в особенности высших познавательных процессов (интенсивного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речевого развития и др.). Для них свойственно присутствие болезненных признаков в психологической области: высокой возбудимости либо, напротив, инертности; проблем развития увлечений и общественной мотивации работы» [4 с. 21].

У ребят с интеллектуальной недостаточностью, лишенных специального преподавания, замечается значительное недоразвитие специфических типов работы – лепки, игровой деятельности, рисования, конструирования, простой домашней работы. Они выражают весьма слабую заинтересованность к находящемуся вокруг.

Одним из обстоятельств, важных для процесса достижения знаний, считается умение ребенка быть осмотрительным при исполнении задач в той или иной работе. Развитие произвольного внимания у большинства детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Нереальным оказывается для них продолжительно сосредоточивать интерес, в одно время осуществлять различные разновидности работы. Сенсорное развитие подобных ребят существенно отстает согласно срокам статистического развития. Развиваются они или хаотично, никак не принимая во внимание особенности объектов, или прежде освоенным методом, не адекватным в незнакомой ситуации.

Специфика дефектов речи и их исправление у обучающихся с особыми образовательными потребностями определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.

У обучающихся с особенностями психофизического развития отмечается недоразвитие высших форм познавательной работы, отсроченное формирование речи и её качественное своеобразие, расстройство вербальной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Если сравнить стандартно развивающихся детей с детьми с особенностями психофизического развития, то у последних отмечается низкий уровень восприятия. Представление об окружающем мире они готовы приобрести только на основе понимания и ощущения свойств предметов. Испытывают трудности в принятии и переработке данных, целостности восприятия, в пространственном восприятии.

Ребятам с ОПФР свойственно недоразвитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, мышление. Они быстро утомляются, невнимательны, имеют слабую заинтересованность. В поведении прослеживается высокая эмоциональность, непостоянность, негативизм, раздражительность, либо напротив медлительность, равнодушие. У ребенка с особыми образовательными потребностями отмечается сужение объема внимания, неумение воспринимать в конкретный отрезок времени нужное число данных, в связи с чем их работа осуществляется в наиболее медлительном, нежели у стандартно развивающихся детей, темпе и результативность выполнения заданий существенно ниже. Память ребенка этой группы характеризуется особенностями, какие находятся в конкретной зависимости от патологий их внимания и восприятия, высокой утомляемости и пониженной познавательной активности. Из-за неустойчивости внимания и некритичности мышления подобные ребята обучаются как правило плохо, однако время от времени поражают своих преподавателей и весьма успешными ответами. Данные ребята легко поддаются дурным влияниям вследствие того, что отличаются высокой внушаемостью. Помимо этого, этому содействует присущая им слабость тормозных процессов.

У обучающихся с особыми просветительными нуждами явной считается слабость их побуждений к работе, что выражается в рамках всех её разновидностей, в том числе трудовой. Невзирая на то, что эти ребята, как правило положительно относятся к урокам трудового обучения, это не означает, что у них в должной мере сформированы мотивы учебно-трудовой деятельности [2].

Установлено, что основная работа ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – игровая деятельность. Информационные проекты имеют преимущество пред иными конфигурациями игр: они четко показывают ролевые методы постановления игровых вопросов, к примеру, в динамике представляют итоги общих операций и общения героев. Компьютерные ролевые забавы могут помочь постижению находящегося вокруг общества, предполагают собой явную опору, побудительный способ для формирования личности ребенка с ОПФР.

В добукварный период обучения вовлечение в образовательный процесс мультимедийных презентаций, дидактических игр различной степени трудности, направленных на развитие предпосылок письменной речи даст возможность актуализовать существующий у ребенка запас знаний, зафиксировать и синтезировать приобретенную в процессе занятия информацию, реализовывая персональный подход к ученикам.

Но нужно понимать, что деятельность учеников с презентацией не должна довольствоваться только лишь прослушиванием объяснений педагога и просмотром видеоряда. Работе ребенка следует выделить интенсивную значимость. Основываясь на визуальные образцы определенных предметов и естественных явлений, учащиеся под управлением педагога обязаны обучаться сопоставлять, исследовать, акцентировать основное, выполнять обобщения. Информационные технологии весьма результативны для осуществления коррекционной деятельности по формированию памяти, так как осуществление фактических упражнений может быть реализовано в персональном темпе, задания применяются различной степени трудности с учетом особенностей психофизического развития учеников, помимо этого, презентационный дисплей допускается применять для подачи эффектного, незабываемого показываемого материала.

Намеренно созданные компьютерные проекты, какие может в собственном труде применять педагог специального образования, обладают обучающей и коррекционной направленностью: «Игры для Тигры», «Обучение с приключением», «Учимся говорить правильно», «Развивай-ка для малышей», которые предусмотрены для устранения ОНР у ребят дошкольного возраста и дают возможность результативно сформировать персональную и подгрупповую трудовую деятельность с данной категорией детей [4, с.7].

Для развития навыков чтения и письма в период обучения грамоте во вспомогательной школе можно использовать электронный учебно-методический комплекс, в которые могут включаться: сюжетные иллюстрации к рассказам, учтенные программой для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью младших классов вспомогательной школы. К определенным рассказам могут быть подобраны аудио и видеозаписи, раскрывающие сущность сказок.

Применение информационных технологий в образовательных учреждениях с ОПФР увеличивает результативность образовательного процесса из-за следующих факторов:

- активизации восприятия обучающимися вследствие применения голосовых и визуальных презентаций, акцентирование основных идей;

- в период сообщения педагог не крутится к доске, тем самым, не утрачивает контакта с классом, не расходует время на запись слов на дощечке;

-огромный объём данных способен приобретаться с сети Интернет и с сиди-дисков и воспроизводиться на экране в формате, заметном абсолютно всеми обучающимися;

- образовательная работа школьников на уроках содействует развитию у них подобных мыслительных операций, как самоанализ, исследование и составление плана, и в то же время формированию высших психических функций.

Таким образом, применение инновационных технологий в образовательном процессе открывает перед учителем вспомогательной школы и воспитанниками колоссальные возможности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Ладик, Е.П. Применение информационных технологий  для формирования навыков чтения и письма  в добукварный период обучения первоклассников  с интеллектуальной недостаточностью в условиях  интегрированного и инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Е.П. Ладик, М.В. Швед // Актуальные вопросы естественных и технических наук – 2017. – Димитровград : Научная мысль, 2017. – Режим доступа: http://nauch-misl.ru/index.php/18-12-svk (дата обращения 25.12.2017).
  2. Глазкова, Н.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта / Н.Н. Глазкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2007. – № 7(25). – С. 12–16.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
  4. Коноплева, А. И. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. – Минск: Национальный институт образования, 2003. – 232 с.

 

Выходные данные: Ладик Е. П. Обучение первоклассников с интеллектуальной недостаточностью в добукварный период в условиях специального образования с применением инновационных технологий [Электронный ресурс] / Е.П. Ладик // Научная Идея. – 2017. – 3(3). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/nomer-3-3/10-3-3/56-obuchenie-pervoklassnikov-s-intellektualnoj-nedostatochnostyu-v-dobukvarnyj-period-v-usloviyakh-spetsialnogo-obrazovaniya-s-primeneniem-innovatsionnykh-tekhnologij  (Дата обращения 28.03.2024.) .

Скачать статью