УДК: 371.334
ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика
ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки
Автор(ы): Лубянова М.А., Инюточкина А.Д.
Author(s): Lubyanova M.A., Inyutochkina A.D.
Название: К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИСКУССИИ
Title: TO THE ISSUE OF ORGANISATION OF EFFECTIVE INTERACTIVE TRAINING BY MEANS OF DISCUSSION
Аннотация: в статье рассмотрен широко применяемый в настоящее время интерактивный подход к обучению. Представлен один из интерактивных методов - метод дискуссии как один из наиболее эффективных в процессе обучения. Дан сравнительный анализ интерактивного и традиционного подходов к обучению.
Abstract: the article deals with a widely used interactive approach to learning process. Much attention is given to one of the most effective methods of learning - method of discussion. The article gives a comparative analyses of interactive and traditional approaches to learning.
Ключевые слова: интерактивное обучение, дискуссия, интерактивные методы, традиционное обучение, учебный процесс.
The key words: interactive learning, discussion, interactive methods, traditional approach, learning process.
В условиях быстро сменяющих друг друга технологий и международного сотрудничества возрастает потребность общества и государства в коммуникабельных, толерантных, мобильных и творческих личностях. Современные реалии требуют постоянного пересмотра методов обучения и других реконструкций в образовательном процессе. Особенно остро данный вопрос касается учебных заведений для получения общего образования, так как там происходит формирование и становление индивидуальностей, воспитывается и развивается будущее поколение.
На передовой план в последнее десятилетие вышел навык владения иностранным языком, который повышает шансы на получение престижной работы. Так, по данным порталов по трудоустройству, специалист, владеющий иностранным языком, может претендовать на заработную плату на 20-30 процентов больше, чем специалист, не имеющий данного навыка [1].
Существующая система образования нуждается в пересмотре традиционных методов обучения, так как модифицируются тенденции в образовании, которое становится инновационным, интерактивным, открытым и высокотехнологичным. Целью данной работы является рассмотрение одного из эффективных методов обучения, а именно дискуссии, которая способствует активному межличностному взаимодействию, сотрудничеству, а также развитию творческого и критического видов мышления.
Представленные на сегодняшний день методы обучения в школе направлены главным образом на овладение теоретическим материалом, основная цель – «пройти» в ходе учебного года программу. Однако государственный образовательный стандарт не закрепляет определенные методики и технологии, что позволяет учителям максимально оптимизировать и усовершенствовать образовательный процесс. Вводя инновации на уроке, необходимо помнить, что к ним относят нововведения, которые представляют собой сочетание новой методики и переустройства образовательной практики для повышения продуктивности обучения. В своей работе мы рассматриваем интерактивный подход как инновационную технологию, использующуюся для организации совместной работы учителя и школьника, в которой первый является организатором, а второй - активным участником. Это обучение, где с помощью поиска, дискуссии, решения проблем активно развиваются все участники образовательного процесса [6, с. 32-35].
Интерактивный подход к обучению в последние годы стал особенно востребованным, так как он гибок, многофункционален и эффективен. Интерактивное обучение (англ. interaction- взаимодействие) - это такое обучение, которое построено главным образом на взаимодействии школьника с учебной средой [2, с. 156].
Ученик становится активным участником образовательного процесса, а педагог, в свою очередь, побуждает подростка к самостоятельному поиску решения тех или иных задач. Сравнивая рассматриваемый подход с традиционным, важно отметить, что в интерактивном обучении основной задачей педагога становится создание условий для творчества и инициативы [5, с. 35].
Возрастающая популярность интерактивного обучения, на наш взгляд, обусловлена целым рядом причин. Во - первых, оптимизация учебного процесса. Так, при использовании данного подхода, учебные цели достигаются с минимальной затратой сил и времени, как преподавателя, так и учащегося. Во-вторых, повышение мотивации к обучению. Мотивация - основное условие успешного роста и развития, которая достигается посредством представления мнений учащихся, их самостоятельного творчества как основного вида деятельности на уроках интерактивного характера. В-третьих, активное участие всех учеников в ходе урока. Интерактивные методы дают возможность построить обучение таким образом, чтобы каждый подросток смог проявить инициативу и быть активно вовлеченным в языковую практику.
Сравнивая указанный выше инновационный подход с традиционным, отметим, что второй ставит перед собой следующую основную цель - передача максимального количества информации. Так, учитель передает подросткам уже переработанную и осмысленную им самим информацию. При таком подходе основной задачей обучающихся представляется максимально точное воспроизведение знаний, созданных или модифицированных другими.
Умения и навыки, которые получены в ходе традиционного подхода к обучению, носят академический характер и являются определенными предметно - тематическими блоками, которые существуют в сознании школьников, не всегда имея смысловые связи между собой. В связи с этим преподаватели часто сталкиваются с проблемой невозможности связать знания, полученные в ходе изучения одного предмета, со знаниями школьниках в других дисциплинах [3, с. 22].
При использовании интерактивного подхода знания приобретают иной характер. Это не только знания об окружающем мире, но и структурированная и систематизированная информация, полученная в процессе собственной мыслительной активности. Помимо этого, взаимодействуя с учителем и другими учащимися на уроке, школьник принимает существование других точек зрения, а также усваивает новые механизмы получения информации.
Для решения воспитательных и образовательных задач используются различные интерактивные формы обучения: дискуссия, деловые и ролевые игры, дебаты, кейс- метод, метод аквариума [4, с.256].
Одним из наиболее эффективных, на наш взгляд, представляется метод дискуссии, так как на сегодняшний день навык коммуникации, умение грамотно, последовательно и красиво строить свою речь - основные составляющие успешной социализации и карьерного роста.
В ходе образовательного процесса при организации дискуссии обычно ставится сразу несколько учебных задач, как коммуникативных, так и познавательных. Дискуссия включает в себя анализ ситуаций, поиск решения проблем; помогает учащимся формировать свое мнение по тому или иному вопросу, что положительно влияет на личностный рост.
Проанализировав ряд учебных пособий для средних классов общеобразовательных учебных заведений, мы пришли к выводу, что на современном этапе в школах дискуссия не является активно задействованным методом, так как упражнения, связанные с говорением, не представлены в широком аспекте. В то время как в основной форме государственной итоговой аттестации представлены нововведения, включающие в себя задания, направленные на проверку навыков говорения.
На наш взгляд, целесообразным в данной ситуации представляется индивидуальная разработка учителем упражнений или же модификация существующих для развития произносительных, лексических и грамматических навыков, которые лежат в основе говорения.
Важно отметить, что рассматриваемый интерактивный метод, как довольно сложная для проведения форма обучения, требует от учителя высокого уровня профессиональной подготовки, актуализации знаний по психологии и педагогики. Для достижения максимальной эффективности проведения дискуссии ее участникам необходимо иметь ряд знаний по теме, поэтому подготовка учеников, ввод в тему - важная составляющая организации данной методики. Немаловажным представляется умение учителя выслушать и учесть точки зрения всех учащихся для наиболее эффективного решения проблемы, а также воплощения личностно - ориентированного подхода. Только при соблюдении вышеперечисленных рекомендаций данная практика будет успешной и реализует поставленные цели.
Благодаря такому интерактивному методу как дискуссия на уроках удается добиться развития целого ряда ключевых навыков и прочного усвоения информации. Задумываясь над той или иной темой, ученик проецирует ее на собственную жизнь, а также старается опираться на ранее полученные знания или жизненный опыт. В случаях, когда тема, изучаемая на уроке, еще не актуализировалась в жизни подростка, возможна ситуация «неправильного взгляда» или восприятия того или иного вопроса. Использование дискуссии в учебном процессе помогает не только развивать коммуникативные навыки, но и «заполнять пробелы» в недостатке жизненного опыта школьника, а также расширять его кругозор.
Таким образом, дискуссия - важнейший инструмент роста и корректирования мыслетворческого процесса подрастающего поколения. Она формирует комфортные условия для открытого выражения мыслей учащихся, помогая формировать жизненную позицию и развивать самые востребованные социальные навыки 21 века - коммуникабельность и креативность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Как знание иностранного языка влияет на уровень дохода // lingvovisor URL:https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Flingvovisor.ru%2Fintervyu%2Fkak-znanie-inostrannogo-yazyka-vliyaet-na-uroven-dohoda%2F&cc_key= (дата обращения: 10.03.2018).
- Азимов,Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов , Щукин . - М. : ИКАР, 2009. - С. 156.
- Бар, Р. От обучения к учению — новая парадигма высшего образования / Р. Бар , Дж. Таг // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сб. рефератов и статей по дидактике высшей школы. — Мн. : Пропилен, 2001.- С.22.
- Джонсон, Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон , Р. Джонсон, Джонсон-Холубек ; Пер. с англ. Замчук З.С. Спб.: Экономическая школа, 2001. - С. 256.
- Кашлев С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005. - С.35.
- Обрыдина Т. И. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку /Т. И. Обрыдина // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin).
Выходные данные: Лубянова, М.А., Инюточкина, А.Д. К вопросу организации эффективного интерактивного обучения посредством дискуссии [Электронный ресурс] / М.А. Лубянова., А.Д. Инюточкина // Научная Идея. – 2017. – 3(3). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/nomer-3-3/10-3-3/57-k-voprosu-organizatsii-effektivnogo-interaktivnogo-obucheniya-posredstvom-diskussii (Дата обращения 01.10.2023.) .