УДК: 72.01
ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика
ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки
Автор(ы): Огуречникова Д.С., Огуречникова И.А.
Author(s): Ogurechnikovа D.S., Ogurechnikovа I.A.
Название: АРХИТЕКТУРА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Title: ARCHITECTURE IN THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION
Аннотация: в статье раскрывается мировоззренческая значимость архитектуры в художественно-эстетическом воспитании, а также способы познания архитектурных объемов и пространств.
Abstract: the article reveals the ideological significance of architecture in the artistic and aesthetic education, as well as the ways of knowledge of architectural volumes and spaces.
Ключевые слова: архитектура, рациональность, духовный мир, эстетическое воспитание, способы познания.
Key words: architecture, rationality, spiritual world, aesthetic education, methods of cognition.
Архитектура – это неотъемлемый атрибут жизни любого человека. В архитектуре зафиксирована история и культура каждого народа и человечества в целом. В современном образовательном пространстве в качестве эстетического воспитания используются различные виды искусств: музыка, живопись, хореография. Однако уникальный потенциал архитектуры использован не в полную силу. Архитектурные формы и образы являются эффективными средствами влияния на мировоззрение подрастающего поколения.
Специфика художественных средств архитектуры должна быть положена в разработку и в применении образовательных технологий в эстетическом воспитании.
Архитектура утверждает определенные эстетические идеалы, отражая в художественно-образной форме отношение людей к жизни, природе. Достигая в архитектурных сооружениях сочетания рациональной и функциональной формы с ее художественно-образной интерпретацией, архитектор утверждает свое эстетическое миропонимание.
Идейно-образное содержание архитектуры и ее мировоззренческая значимость пропорционально растет в зависимости от охвата ее объемов: от архитектурного сооружения до города, государства, пространственной территориальной принадлежности (Европа, Азия и т.д.). В величайших памятниках архитектуры нашли выражение ведущие идеи, духовные поиски, художественные вкусы своего времени: историческая застройка старинных городов, народная жилая и культовая архитектура, дворцы, замки, парковые комплексы, современные сооружения, имеющие художественно-эстетическую ценность.
Посредством архитектуры раскрывается становление общественных отношений, история человечества, развития материального, научных и технических достижений человечества, особенности национальной культуры, художественные вкусы и многое другое. Это познание одновременно является средством воспитания, которое адаптирует личность к жизненным нормам и духовным идеалам общества.
Познание средствами архитектуры реализуется двумя путями. Первый –поверхностный (визуальный- информация об отдельных архитектурных сооружениях или ансамблях, заложенная в их внешнем облике, художественном и декоративном оформлении, масштабах, планировке, назначении и т.д.). Второй путь, не всегда сполна осознаваемый человеком – глубинный. Под ним, мы подразумеваем чувственное восприятие идейно-образного содержания, зашифрованное в формах архитектурных произведений [1]. Архитектурная среда, в которой человек, в силу жизненных ситуаций, преимущественно проводит своё время, неизбежно влияет на его психическое и эмоциональное состояние, на его духовный мир, поведение, самочувствие и настроение, на мировоззренческие ориентиры. Архитектура, как любое другое искусство, обращается к сфере чувств. Она призвана их углублять и развивать, таким образом, способствуя самосознанию и самосовершенствованию человека. В процессе восприятия произведений искусства, в том числе памятников архитектуры, активизируются рациональная и эмоциональная сферы человеческой психики. Ценностный характер эстетического восприятия определяет и ценностный характер эстетического воспитания.
Воспитательная и познавательная, гносеологическая, функции архитектуры неразрывно связаны между собой. В основу технологии эстетического воспитания средствами искусства архитектуры должен быть положен его мировоззренческий аспект [2].
Россия – государство с многовековой историей и культурой, которое обрело своё материально-художественное выражение в многочисленных памятниках зодчества. До настоящего времени дошли до нас величественные архитектурные ансамбли Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля, Пскова и т.д. Уникальные образцы народной архитектуры, сооружения общественного назначения далёкого и близкого прошлого. Страна обладает богатым архитектурно-художественным ресурсом, который необходимо с максимальной эффективностью использовать в воспитании школьников.
Среди форм воспитательной работы наиболее подходящими для использования средствами являются тематические занятия, экскурсии, выставки. Их могут дополнять обсуждения, конкурсы, викторины, лекции и другие формы и меры, которые открывают перед преподавателями широкие перспективы для педагогической самореализации. Они должны охватывать различные направления деятельности: исследовательский, поисковый, учебный, творческий. Формы эстетико- воспитательной работы в наилучшем варианте связаны между собой, вытекают друг из друга и дополняют друг друга, образуя непрерывный цепочку эстетического развития школьника.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры / А. Э. Гутнов. – М. : Молодая гвардия, 1985. –351 с.2.
2. Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников. – М. : Искусство, 1985. –175 с.
Выходные данные: Огуречникова Д.С., Огуречникова И.А. Архитектура в художественно-эстетическом воспитании [Электронный ресурс] / Д.С. Огуречникова, И.А. Огуречникова // Научная Идея. – 2017. – 3(3). – Режим доступа: http://nauch-idea.ru/index.php/nomer-3-3/10-3-3/58-arkhitektura-v-khudozhestvenno-esteticheskom-vospitanii (Дата обращения 01.10.2023) .
?>
{/source}.