Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 37.036

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы):  Краюшкина М.Е.

Author(s):  Krayushkina M.E.

Название: ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ И ЗАРИСОВОК КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Title: MAKING OF SKETCH AS A MANDATORY CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING

Аннотация: в статье раскрывается работа наглядно-образного мышления и разнообразные приемы в формировании наглядно-образного мышления при выполнении набросков и зарисовок.

Abstract: the article reveals the work of visual-figurative thinking and various techniques in the formation of visual-figurative thinking when performing sketches.

Ключевые слова: мышление, наглядно-образное, набросок, зарисовка, приемы, образ, развитие.

The key words: thinking, visual-figurative, sketch, sketch, techniques, image, development.

 

Образное мышление является важнейшим инструментом познания окружающего мира, степень его развитости определяет успешность любой деятельности человека. Ориентация на идеальный образ позволяет осуществить целеполагание, мотивировать к действию. Мысленное предвосхищение реального результата работает как маяк на пути к цели. Осмысляя реальность мы имеем дело с образом — отражением предметов и субъектов в нашем воображении и памяти.

Мышление в индивидуальном развитии человека и в развитии человеческого вида начинается с развития наглядно-действенного мышления, за ним идет наглядно-образное, а за тем словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление протекает в непосредственном взаимодействии с реальными объектами и их свойствами. Наглядно-образное мышление оперирует образами реальных объектов, воспроизведенными посредством памяти и воображения. Словесно-логическое (вербальное) мышление использует понятия и логические конструкции, в меньшей степени опирается на наглядность, но не исключает ее. Данность наглядного, чувственного содержания — это первое необходимое условие, вне которого говорить о мышлении вообще не возможно [6, с. 217]. Наглядно-образное мышление связывает процессы восприятия и мыслительные процессы, опосредованные знаками и символами. С. Выготский считал что мышление и воображение трудно разграничить в процессе творческого акта. Развитие воображения — это одновременно развитие мышления. Наглядно-образное мышление развивается у ребенка в 2-3 года, является ведущим и определяет его поведения до 6-7 лет. Начиная с младшего школьного возраста, с началом обучения в школе, ребенок начинает оперировать не образами, а абстрактными понятиями, наглядно-образное мышление уходит на второй план.

Принято связывать наглядно-образное мышление с работой правого полушария, а словесно-логическое с работой левого. В современной системе общего образования, принято осуществлять обучение с упором на понятийное, словесно-логическое мышление, игнорируя возможности наглядно-образного. Хотя наиболее продуктивно мозг познает новое при одновременной активности и правого и левого полушария.

Для более полного понимания работы наглядно-образного мышления необходимо рассмотреть разницу между первичным чувственным образом предмета и вторичным. Первичным называется образ следующий непосредственно за восприятием предмета, удерживается такой образ всего несколько секунд. Он не обобщен, максимально подробен, фотографичен. Вторичный образ предмета это уже представление о нем, возникающее на основе прошлого опыта через его воспроизведение в памяти или воображении. Вторичные образы подразделяют соответственно на представления памяти и представления воображения.

Первичный образ становится представлением о предмете проходя процесс обобщения и схематизации, в представлении сохраняются наиболее информативные точки объекта. Изменения в представлениях памяти могут совершаться как непроизвольно, так и произвольно, в силу взаимодействия образов, под влиянием произвольной деятельности — при мысленном анализе и синтезе с выделением в образах общих и специфических особенностей предметов. Переконструирование образов может привести к возникновению новых образов — представлений воображения.

Обобщение является одним из условий достижения целостности изображения предмета, что очень важно для успешной изобразительной деятельности. Выполнение набросков и зарисовок с натуры тренируют рисовальщика в умении обобщать наблюдаемый предмет осознанно, а значит тренирует и развивает наглядно-образное мышление.

Наброском считается рисунок (а также живопись или скульптура) «небольших размеров, быстро и бегло исполненные художником» [1, с. 372]. Назначение наброска это фиксация натурных наблюдений (образы восприятия) или идей художника (образы воображения). Наброски бывают выполнены опираясь только на образы памяти или только на образы воображения, а также комплексным способом — опираясь на образы восприятия и памяти, когда ведут работу с натуры и по памяти одновременно.

Зарисовка это более длительный чем набросок рисунок, выполненный с натуры. Целью зарисовки является сбор материала для итоговой работы, ради упражнения или как самостоятельный жанр. В отличие от наброска в зарисовке часто подробно проработаны некоторые детали.

Рисовальщик должен научится мыслить образами, когда преобразовывает первичный образ натуры во вторичный. То есть представить весь этот процесс умозрительно, для этого нужно выполнить ряд условий.

Необходимо различать образ, возникающий при непосредственном восприятии натуры и тот обобщенный образ, который должен возникнуть в наброске, художественный образ. Стремление к подробному копированию увиденного приводит к «наивному реализму», лишенному всей глубины художественной условности, лишенному необходимости обобщать, выделять главное и существенное, пользоваться образным мышлением.

Для преодоления бездумного копирования ради примитивной схожести в обучении художественной грамоте, существуют эффективные упражнения, при выполнении которых обучающиеся могут убедиться, что для узнаваемости предмета, его не обязательно копировать, но можно добиться художественной выразительности. Одним из таких упражнений является копирование изображения предмета и последующие рисование с натуры этого же предмета. Лучше всего в этом задании брать предмет из стекла, наличие бликов требует особой степени обобщенности предмета.

Кроме упражнений есть ряд советов, способов и приемов, используемых в процессе рисования и помогающих создать обобщенный образ предмета. Для того чтобы уловить большие тональные и цветовые отношения советуют следующее:

  • При наблюдении натуры прищурить глаза или «распустить глаз» (расфокусировать), стараться видеть все элементы одновременно. Делается это для определения больших тональных отношений [2, с.68].
  • Смотреть на натуру в маленькое отверстие в картоне.
  • Больше смотреть на изображение предмета чем на сам предмет.
  • Поставить перед изображаемым объектом немного мутное стекло.

Задачу на передачу сходства изображения с предметом, с сохранением целостности, решают с помощью таких приемов:

  • Быстрый перевод взгляда с натуры на изображение.
  • Работа отношениями. Определение пропорциональных отношений предмета с помощью визирования и перенос на лист этих отношений, а не конкретных габаритов.
  • Работа по представлению. Рисование знакомого предмета без возможности его видеть в момент рисования.
  • Сокращение времени на выполнение наброска. Чем меньше времени на работу, тем обобщеннее получается изображение, при условии что предмет изображается целиком.
  • Уменьшение размера изображения. Небольшой формат или несколько небольших изображений на одном формате.
  • Отдаление рисующего от натуры и от своего рисунка с целью уменьшить образ натуры и образ рисунка.
  • Отдельно можно выделить приемы рисования развивающие образное мышления за счет непривычных условий. Легкий стресс заставляют мозг отпускать больше энергии на решение задачи, обучение происходит активнее.Рисовать перевернутые объекты или копировать перевернутые изображения. Непривычные ракурс привычных объектов способствует большему абстрагированию от второстепенных деталей.
  • Рисование вслепую. Выполнение изображения с закрытыми глазами, либо смотреть только на натуру, но ни в коем случае на свой рисунок до завершения наброска. Это два варианта выполнения одного подхода.
  • Поиск «отрицательного пространства». «Отрицательным пространством» называют область вокруг предмета. Этот способ требует сосредоточится на силуэте образующимся между предметами, а не вокруг предмета, по сути это и те же линии, но не привычный способ их поиска.

Наброски и зарисовки часто являются одним из этапов при создании произведения, они могут существовать как самостоятельный предмет искусства или неосмысленное творчество ребенка или взрослого. И, конечно, выполнение набросков и зарисовок становится необходимым в процессе обучения изобразительному искусству, а также развития мышления человека нацеленного на любую другую деятельность. Упражнение в краткосрочном рисовании повышает эффективность развития образного мышления, при осознанном выполнении указанных приемов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусства. Архитектура: Терминологический словарь / под. общ. ред. А.М. Кантора. – М. : Эллис Лак, 1997. — 736 с.
  2. Бесчастнов, Н.П. Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промцшленности». / Н.П. Бесчастнов и др.. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 223 с.
  3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  4. Медведев, Л.Г. Формирование графического художественного образа на по занятиях рисунку: Учеб. пособие для студентов худой.-граф. фак. пед. ин-тов. / Л.Г. Медведев. — М. : Просвещение, 1986. — 159 с.
  5. Пекина, О.И. Ребенок с карандашом: ступеньки мастерства. / О.И. Пекина. – Тольятти, 2005. — 179 с.
  6. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н.Узнадзе. — М.: Смысл; СПб. : Питер, 2004. — 413 с.

 

Выходные данные: Краюшкина М.Е. Выполнение набросков и зарисовок как обязательное условие развития наглядно-образного мышления  [Электронный ресурс] /  М.Е. Краюшкина  // Научная Идея. – 2017. – 3(3). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/nomer-3-3/10-3-3/59-vypolnenie-nabroskov-i-zarisovok-kak-obyazatelnoe-uslovie-razvitiya-naglyadno-obraznogo-myshleniya  (Дата обращения 29.03.2024.) .

Скачать статью